Главная | Рецензии | «Через вселенную» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Через вселенную»

Лучше было просто не снять

Станислав Никулин, «КиноМания»

«Через вселенную» (Across the Universe)

Across the Universe
США, 2007
Режиссер Джули Тэймор
В ролях Эван Рейчел Вуд, Джим Старгесс, Джо Андерсон, Дана Фюхс, Сальма Хайек, Синди Лоэбе, Боно, Мартин Лютер, Т. В. Карпио



Сам факт появления мюзикла (определение это в данном случае условно, но за неимением лучшего остановимся на нём) по мотивам творчества легендарных The Beatles не удивителен и отраден. Удивительно, пожалуй, лишь то, что это ожидаемое для бесчисленной армии битломанов событие случилось в 2007-м, хотя настоятельно требовало реализации и воплощения уже долгие годы. В подобных случаях принято вспоминать народную мудрость в диапазоне от «лучше поздно, чем никогда» до «тише едешь, дальше будешь». Не последнее значение имеет и персона режиссёра, рискнувшего визуализировать уникальное настроение песен ливерпульской четверки. Выбор пал на Джули Тэймор, фигуру для современного кино редкую, колоритную. Слава к ней пришла на театральных подмостках, но и сделанное в кино искреннее уважение вызывает. В таких случаях ещё до просмотра ясно, что встреча с прекрасным не будет омрачена режиссёрским равнодушием или творческой импотенцией. Тут важна позиция режиссёра как таковая. Ведь от этого, в конечном счёте, восприятие творящегося на экране и зависит.

В центре сюжета — история молодого ливерпульского докера Джуда, отправляющегося в штаты на поиски отца. В университетском городке, где батюшка работает дворником, Джуд знакомится с разгильдяем и повесой Максом. Недолго думая, новоиспеченные друзья уезжают в столицу мира Нью-Йорк. Позже к ним присоединится сестра Макса Люси. На дворе бурные 60-е: антивоенные демонстрации, психоделическая революция профессора Лири, free love и музыка, отражающая в себе целую эпоху…

По сути, содержательная сторона картины могла быть какой угодно. Совсем неважно кто, где и с кем встречается, о чём говорит, что делает и т.д. Важен фон и сопутствующая событиям атмосфера. Отобрав 33 хита битлов, сценаристы выстроили всю сюжетную мозаику вокруг текстов этих песен. Главной опасностью тут была вероятность превращения полнометражного фильма в набор красочных клипов, в котором диалоги не более чем предлог для очередной композиции. Тэймор эту задачку решила почти без потерь. Первична здесь, конечно, музыка, но и история (при всей упомянутой условности) вполне правдоподобна и жизненна. Оставив в стороне обязательную в таких случаях романтическую линию (немало рифм Джон и Пол об этом сложили), внимания требует социально-политический месседж, в картине не для галочки присутствующий, а к середине фильма и вовсе превращающийся в локомотив всего действа. Речь естественно о войне во Вьетнаме, убийстве Мартина Лютера Кинга, и многочисленных манифестациях этому посвященных. Тут фантазия Тэймор работает на полную мощность, для обличения агрессивной политики правительства в ход идут блистательные задумки и художественные решения. Режиссёр как опытный коммиявожер зрителю два в одном продаёт, насыщая тем самым background повествования, высказываясь по всем вопросам, что сюжетом на повестку дня вынесены.

Джули Тэймор совершила обыкновенное чудо в том смысле, что обычно от подобных проектов ничего хорошего не ждёшь. Замысел, как правило, для последующего воплощения непокоренной вершиной так и остаётся. У Тэймор всё с точностью наоборот: смотришь, и понимаешь, что лучше было просто не снять.


Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть