Главная | Рецензии | «Лемминг» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Лемминг»

Фильм воздает за усидчивость как минимум долгим послевкусием

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Лемминг» (Lemming)

Lemming
Франция, 2005
Режиссер Доминик Молл
В ролях Шарлотта Рэмплинг, Шарлотта Генсбур, Лоран Люка, Андре Дюссолье



Технический специалист Ален (Лоран Люка), нестарый мужчина без особых примет, удачно женился на тишайшей Бенедикт (Шарлотта Генсбур), переехал на юг и поселился в образцовом буржуазном пригороде. «Я инженер на сотне рублей, и больше я не получу»: до поры единственный элемент мистики в долгой счастливой жизни — чудная видеокамера с крылышками, которую Ален мастерит на работе, этакий летающий колобок для всяких бытовых нужд.

Однажды Ален приглашает на ужин босса (Андре Дюссолье), тот приходит с женой Алисой (Шарлотта Рэмплинг), которая сперва долго молчит, а потом устраивает прескверный скандал. После этого все идет кувырком, и одно за другим следуют будто бы не связанные между собой, но определенно тревожные события. Во-первых, в канализационной трубе обнаруживается маленький полумертвый зверек (собственно, лемминг — такой нордический хомяк), который во Франции не водится и которому молва приписывает романтическую склонность к суициду. Во-вторых, зловещая Алиса — которой на экране совсем мало, но которая в итоге оказывается главным героем «Лемминга» — вроде бы кое-что делает, а вроде бы и нет. А еще с Бенедикт кое-что происходит, хотя, возможно, это только кажется.

Совсем не хочется раскрывать карты этого диковинного фильма: несмотря на хронометраж (два с лишним часа), событий в нем так мало, что было бы преступно лишать зрителя маленьких неожиданностей. Что важно понять заранее: если вы собрались на триллер субботним вечером, надо скорее бежать в соседний зал, где «Код да Винчи». «Лемминг» не столько апеллирует к нетерпению, основе саспенса, сколько испытывает терпение: он как собеседник, который, произнеся два слова, делает минутную паузу и при этом еще сверлит тебя глазами. Более того, есть шанс, что после финальных титров вы обнаружите, что не поняли, что тут вообще было к чему, или будете думать, что поняли, а на самом деле — нет: я, например, совсем не могу поручиться, что верно уловил авторский месседж. Одним словом, можно всю спину Доминику Моллу залепить знакомыми лейблами: Линч (кому две Шарлотты по цене одной?), Хичкок (кому тут подозрение и дурную славу?), Шаброль (а кто спрашивал про антибуржуазность?) — и продавать его оптом и в розницу, но я бы поостерегся, точнее, поостерег. Вместе с тем и в хватке этому французу (его предыдущая работа — более традиционный, но тоже неуловимо странный триллер «Гарри — друг, который желает вам добра») не откажешь: «Лемминг» на самом деле и держит о-го-го, и воздает за усидчивость как минимум долгим послевкусием. Ну а что медленно да путано — это ж дело такое. В Москве, говорят, живет человек, который умеет понятно пересказать сюжет «Малхолланд-драйв».