Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
Ссылки
|
«Ганнибал: Восхождение»Детство и юность людоеда в стилистике ЖЗЛ
Роман Волобуев, «Афиша»
Hannibal Rising Франция, Великобритания, США, 2007
Режиссер Питер Уэббер
В ролях Гаспар Улльель, Аарон Томас, Гон Ли, Рис Айфанс
После того как мама, папа, повар и дворецкий попали на линию огня между русским танком и «мессершмитом», а сестренку-херувимчика пустили на бульон оголодавшие литовские коллаборационисты, 12-летний потомок прибалтийских князей Ганнибал Лектер (Томас) впал в нравственную и эмоциональную кому. Годы спустя подросший Ганни (Улльель) убежит из СССР во Францию к тетке-японке (Ли), которая научит его быть непоколебимым и натирать самурайский меч гвоздичным маслом. Еще через пару лет в разных местах Европы начнут находить обглоданных нацистских преступников. Тетя и добрый следователь по фамилии Попиль (Уэст), все понимая, увещевают нервного юношу: «Дружок, а может, не надо?» Лектер, понятным образом, слушает да ест.
Стремление почти 90-летнего Дино Де Лаурентиса выжать из доктора Лектера все до последнего сантима это, конечно, продюсерское рвачество в чистом виде, но, как бывает у великих людей, дурные намерения Дино несколько аннигилируются его методами. Потеряв состояние (даже два) на финансировании Линча, Чимино и молодого Майкла Манна, киномагнат по-прежнему тянется душой к поэтам «Восхождение» сделано англичанином Уэббером, постановщиком «Девушки с жемчужной сережкой», обладателем замечательной живописной манеры и поразительно консервативных взглядов на динамику повествования. Уэббер документалист по первой профессии, его специализация фильмы о частной жизни гениев (кроме Вермеера он занимался Шубертом, Вагнером, Сент-Экзюпери). Если в «Молчании ягнят» Лектер был показан с интеллигентским ужасом, а в «Ганнибале» с упоением и завистью, то тут авторская позиция по-хорошему никакая. Джонатан Демме был за агента Старлинг, Ридли Скотт с людоедом, Уэббер же стоит в сторонке. Он работает в деликатной, немного суховатой манере: так скромный искусствовед, получив заказ на предисловие к альбому репродукций, не претендует на то, чтоб раскрыть тайну улыбки Моны Лизы, а просто рад возможности на хорошей бумаге сообщить ряд занятных деталей и мыслей о любимом художнике. Этот нарочито академический подход будто перед нами не фильм по роману ужасов, а биография важной исторической личности придает «Восхождению» едва уловимое ироничное обаяние, на котором фильм и держится. Одной только первой сцены, где артистка Дапкунайте (мама) не своим голосом кричит из окошка фамильного замка Лектеров: «Ганиба-а-а-ал! Домо-о-о-ой!» (жаль, конечно, что не «Обедать!»), достаточно, чтоб влюбиться в эту довольно медленную картину и не разлюбить ее в течение следующих двух часов.
Тут есть, впрочем, преизрядный подвох. Новый роман Томаса Харриса, переписанный в сценарий самим писателем, плох настолько же, насколько хорош был предыдущий. История про детскую травму со съедением сестренки (всплывшая еще в «Ганнибале» и благоразумно выброшенная Скоттом из экранизации) попытка подвести вульгарную психоаналитическую базу под человека-загадку, персонаж, самим существованием своим отвергающий возможность психоанализа. Тех, кто пытался анализировать его, доктор Лектер ел на завтрак под кьянти легко представить, как сокрушенно покачал бы он головой, видя, как собственный автор лезет к нему с расcпросами про то, не писался ли он в детстве в постель. В «Восхождении» окончательно выпирает наружу диссонанс между утонченностью Лектера и простоватостью выдумавшего его американца. Харрис сочинил Ганнибала, чтоб тот своими аристократическими европейскими резцами рвал на части плебейскую Америку с ее фастфудами и кабинетами психотерапии. Но сам писатель плоть от плоти этих гамбургеров, а по Европе наверняка ездит с туристическим путеводителем. И если над пешими прогулками доктора по Флоренции хихикали в основном флорентийцы, то тут уже прыснет полмира: тетя Мурасаки жертва Хиросимы, литовские князья-каннибалы, сестренка Мишка, да что уж там в романе были еще французские коммунисты с плакатами «Свободу Ганнибалу Лектеру». Впрочем, в том и штука, что Лектер, как герой известной песни, свободен, словно птица в небесах, от авторской воли в том числе. Проскальзывая сквозь дурной сюжет, как через полицейские кордоны, он волшебным образом остается самим собой. И машет нам на прощание шестипалой ладошкой, напоминая, что пусть у нас тут сплошное nobrow и мир как супермаркет, но даже между полками с консервированной кукурузой никто не застрахован от внезапной встречи с блюстителем хорошего вкуса и строгой иерархии прекрасного.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Комментарии
Да, в принципе с этой рецензией трудно не соласиться.Единственное, что меня потрясло в Ганнибале(и о чем не упомянуле в рецензии),-это Гаспар Ульель. Да, фильм коммерческий и имеет лишь небольшое отношение к тому же *Молчанию ягнят*, но неужели нельзя было подобрать другого актера? Ульеля откровенно жалко, на мой взгляд он купился на то, что о роли Ганнибала Лектора, наверняка, мечтали многие, а предложили ему.Но сделать из парня из *долгой помолвки* что-то такое непонятное, отрезающее щеки и поедающее их с грибами?Ему явно не подходит эта роль, иначе он так бы не старался добавить себе во взгляд некий маньяческий оттенок.Выгляд откровенно вымученно…а кошмарная прическа?
Данная картина очень на любителя. Не стоит делать столь однозначных выводов. Главный герой — личность очень полигамная. Именно в его столь разносторонней непонятности и заключается вся изюминка его безмерно глубокого образа. Фильм крайне сильно впечатлил, в корне поменял мнение о "Молчании ягнят" и "Ганнибале". В данной картине наиболее ярко показана вся его тёмная сторона, сцены, а главное, сами подходы к пыткам и убийствам проиллюстрированы беспрецедентно ярко.
|