Главная | Рецензии | «Сладкий фильм» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , кроме того, собственно говоря, всё.


«Сладкий фильм»

Любые «что?» и «как?» здесь неуместны

Станислав Никулин, «КиноМания»

«Сладкий фильм» (Sweet Movie)

Sweet Movie
Канада, Франция, Югославия, 1974
Режиссер Душан Макавеев
В ролях Кароль Лор, Пьер Клеманти, Сэми Фрей, Джейн Меллет



Одна из богатейших женщин Америки — Марта Альтаплан, устраивает смотрины среди самых красивых непорочных девушек мира в прямом эфире телевидения. Победительница станет невестой её сына — Мистера Доллара. Целомудрие претенденток будет проверено в студии доктором «Волшебный пальчик». С его помощью на свет появились три генерала, пять сенаторов и много других достойных людей. Счастливой обладательницей самого богатого жениха в мире станет «Мисс Канада». Но семейной идиллии не суждено будет сбыться. Позолоченный детородный орган Мистера Доллара вызовет ужас и отвращение невесты. Она будет отправлена в Европу, где её ожидают многочисленные приключения, от совокуплений на Эйфелевой башне до эротических съёмок в десятках литрах горячего шоколада. А в тоже самое время, на корабле с мятежным названием «Выживший», Анна Планета (капитан судна) и матрос с броненосца «Потёмкин» будут предаваться плотским утехам, развращая и убивая детей.

Нет, это не пересказ галлюциногенных снов наркомана или рассказов обитателей психиатрической лечебницы. Это фильм Душана Макавеева. Режиссёра, обладающего удивительной и редкой в современном кино привилегией — осуществлять свои замыслы в их изначальной форме, не взирая на любые табу и моральные нормы. Вот уже на протяжение двадцати пяти лет ему удаётся снимать животрепещущие картины, балансируя на грани софт-порно и плохого вкуса. В этом смысле, «Сладкий фильм» один из лучших образчиков авторского стиля режиссёра.

Порой, кажется, что фильм распадается на ряд трудно согласуемых, между собой, кусков. Две центральные линии картины — путешествие «Мисс Канады» в Европе и события на судне «Выживший» не являются логическим продолжением или дополнением друг друга. Идя бок о бок на протяжение всего экранного времени, они так и не пересекутся. Мир Макавеева пленит своей абсурдностью (в лучших традициях Кафки, Джойса, Беккета), а потому, любые «что?» и «как?» здесь неуместны. Герои картины настолько нереальны, и алогичны в своих поступках, что зрителю ничего не остаётся делать, как просто наблюдать за тем, что творится на экране. О какой-либо идентификации с персонажами не может быть и речи. Учебники с системой Станиславского заброшены на чердак. Макавеев бьёт не по чувствам, а по разуму. По бессознательным рецепторам нашего Эго. Под личиной шокирующего эпатажа здесь скрывается острая и точечная сатира. Сатира, мишенью которой являются буржуазное общество потребления, человеческая недальновидность, а зачастую и недалёкость, алчность, шовинизм, лицемерие.

По Макавееву, выжить в этом сумасшедшем мире может только сумасшедший. В подтверждение этой не броской мысли, режиссёр предлагает нашему вниманию эпизод с посещением «Мисс Канады» коммуны самых настоящих идиотов. Бедная девушка, уже теряющая спасительную нить между реальностью и вымыслом попадает в общину немецко-говорящих (отнюдь не случайный штришок!) лоботрясов, пьющих мочу друг друга, вызывающих рвотные спазмы прямо во время еды. В место, где вас будут уважать не за интеллект и эрудицию, а за количество фекалий оставленных после ужина прямо на тарелках. Эпизод во многом предопределивший появление догматической картины Ларса фон Триера.

Мистер Доллар (откровенная и жестокая пародия на американский образ жизни) сообщает своей невесте во время облёта его молочной империи — «Карл Маркс убил русского царя во время Первой Мировой войны». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Американский мультфильм «Анастасия», рассказывающий всем детям мира о жизни и гибели семьи последнего русского императора, не далеко ушёл от вышеприведённой фразы по количеству исторических ляпов. В середине восьмидесятых приближение подобных явлений чувствовали лишь «тонкие» натуры, сегодня это понимает едва ли не каждый. Золотой член Мистера Доллара, с помощью которого он хотел овладеть «Мисс Канадой» — метафора достойная пера Владимира Сорокина. Кроме как, мягко выражаясь, половым актом, то, что делает Голливуд с канадской кинопромышленностью, и не назовёшь. Примеры можно множить.

Матрос с «Потёмкина» не раз признавался Анне Планете в том, что мечтает погибнуть также как и Вакулинчук (один из действующих лиц фильма С. Эйзенштейна «Броненосец «Потёмкин»). Анна не могла не исполнить заветную мечту своего единомышленника и любовника. Лёжа в сотнях килограммах сахарного песка, она закалывает матроса ножом. Сладкая смерть, не правда ли…