Главная | Рецензии | «Полумгла» Войти | Регистрация

Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , а ещё собственно говоря, всё.


«Полумгла»

Тыловая драма, эстетская, но не без достоинств

Роман Волобуев, «Афиша»

«Полумгла»

Россия, 2005
Режиссер Артем Антонов
В ролях Лидия Байрашевская, Йоханнес Рапп, Сергей Грязнов, Анастасия Шевелева



Ближе к концу войны посеченного осколками лейтенанта (Тарасов), который немцев не может спокойно видеть даже в кинохронике, ставят командовать стройотрядом из битых морозом немецких пленных. Немцев завозят куда-то в тайгу строить вышку для секретного радиомаяка; рядом деревня с лавкрафтовским названием Полумгла, в деревне — дюжина баб, из которых половина по утрам выходит встречать сумасшедшего почтальона на предмет похоронок, а другая — уже не выходит. Бабы прячут за пазухами топоры, немцы не говорят, только кашляют — но все в конечном счете люди, всем холодно; лейтенанта ворожбой отучают пить спирт, пленных разбирают по избам, и вот из Центра уже возмущаются отсутствием убыли среди рабсилы: раз никто из строителей не помер, значит, плохо строите.

С «Полумглой» какая-то муторная история: авторы сценария, советские драматурги В.В.Смирнов и И.Я.Болгарин (славны кроме прочего «Адъютантом его превосходительства»), называют режиссера и продюсера не иначе как врагами России и жалуются в Минобороны на то, что их сценарий переписали. Сценарий, впрочем, стоило переписать посильнее, а в идеале вообще взять какой-нибудь другой: а так потенциально неплохой фильм барахтается в объятиях дурной драматургии — ни одна эмоция не довинчена, ни один, простите, конфликт не то что не разрешен, но даже толком и не начат. Проблема еще в том (и это уже не к старикам сценаристам вопрос), что «Полумгла» не про войну и не про людей, а, как это периодически бывает с дебютами, в основном про саму себя. Какая-то минимальная правда чувствуется здесь лишь на чисто изобразительном, тактильном уровне — в черных облаках на белом небе, в светлых невидящих глазах артиста Тарасова, временами жутко похожего на молодого Кононова в «Начальнике Чукотки». Жесткая мифологическая фактура советского кино бродит в «Полумгле» у самой поверхности, под дурацкими акварельными цветами, и чтобы выпустить ее на волю, достаточно сделать изображение черно-белым. Когда я смотрел фильм на кассете, я так и сделал, и результат был выдающимся. Непонятно, правда, как быть посетителям кинотеатров.