Главная | Рецензии | «Изгнание» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог


Титаник в супер-3D
(3 комментария)

Игрушка (хоррор)
(3 комментария)

Номинанты на «Оскар-2011» и прогнозы
(1 комментарий)

Вспоминая «Утро»
(3 комментария)

Мастер-класс в Рязани
(2 комментария)

Самые дурацкие переводы названий фильмов
(101 комментарий)

Хорошая режиссура
(12 комментариев)

Наш совместный проект
(13 комментариев)




Голосование

Ваш любимый жанр…



«Изгнание»

Новый фильм режиссера «Возвращения»

Лариса Романенко, «КиноКафе»

«Изгнание»

Россия, 2007
Режиссер Андрей Звягинцев
В ролях Александр Балуев, Дмитрий Ульянов, Константин Лавроненко, Мария Бонневи



Новый фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» в чем-то сильно напоминает ящик фокусника с двойным, если не тройным дном.

Сюжет картины — то, что зритель видит в первую очередь, как и в «Возвращении», строится вокруг жизни одной семьи. На этот раз, однако, центральную оппозицию составляют не отец и сын, а муж и жена, даже шире — мужчина и женщина.

У Алекса (Константин Лавроненко) и Веры (Мария Бонневи) все вроде бы в порядке: замечательные дети Кир и Ева, красивый загородный дом, куда они приезжают на несколько дней из города. Но и в такой семье имеются свои скелеты в шкафу. Взять хотя бы брата Алекса Марка (Александр Балуев), человека с потухшими глазами и мрачным лицом. Собственную семью он давно потерял, а брату дает советы в духе «что бы ты ни сделал, это будет правильно». Но настоящие проблемы начинаются, когда Вера узнает, что беременна и сообщает Алексу, что ребенок не его.

Однако вовсе не социальную драму в сельских декорациях показывает режиссер Звягинцев. Он стремится говорить со зрителями напрямую, преподносить свои идеи в максимально чистом виде, тем более что сами герои фильма в основном молчат. Именно ради такой степени условности у персонажей интернациональные имена, а пейзажи и интерьеры ничем не выдают своей географической принадлежности. Эта история разворачивается где-то на планете Земля — вот и все, что можно сказать.

Пространство фильма, очищенное от бытовых подробностей, наполняется символами и ассоциациями. В первую очередь, христианскими. Здесь и Ева с яблоком, и сад, и намеки на изгнание (собственно, уже в самом названии) из этого сада. Да что там говорить, фильм в целом интерпретирует библейский сюжет Благовещения.

Эта интерпретация переворачивает его: встретив Посланника, получив Весть Вера не испытывает ничего кроме отчаяния — ее, видимо, годами копившееся одиночество только усиливается. Благое известие ни для кого не оказывается радостным.

Такое искажение весьма естественно в том мире пустоты, где разворачивается «Изгнание». Пустота у Звягинцева больше, чем просто прием или символ. Она словно еще один персонаж, который появляется в фильме на всех смысловых уровнях. Это и паузы в разговорах, и странный овраг вокруг деревенского дома, соединенного лишь узким мостиком с «большой землей», и пустота ночных улиц города, и выжженная трава полей. И, самое главное, это пустота между главными героями, которые бесконечно одиноки вдвоем.

Именно отсутствие любви — настоящей, а не как к вещи, «для себя» — Алекса и толкает Веру к смерти, к этой окончательной пустоте. Именно таков мир без любви и именно об этом говорится в Послании Павла к коринфянам, отрывке из Библии, звучащем в фильме.

В общем-то, вся эта отчужденность формально близких людей и есть удел «любви не имеющих», настоящая пустота которых в сердце, почти как в оторванной Киром голове куклы. «А что же ты хотел там увидеть?», — спрашивает его мать.

Так же и зрители, заглянув за последнюю дверцу аллюзий и символов, рискуют там увидеть лишь пустоту, а что же еще можно ожидать от людей в изгнании?





Комментарии


Оливия (гость) — 6 августа 2012, 10:30  #

Первое впечатление от фильма было негативным, но, немного подумав, я поняла, что ошибалась. Фильм неординарный. Он будит противоречивые чувства. Кажется, что автор пытается убедить зрителя, что герой фильма Алекс и, особенно его брат Марк, — отрицательные персонажи. Что это бесчувственные люди, связанные с криминалом. А их отец — по фотографии — и подавно какой-то монстр-дракула. А жена Алекса — такая изящная, красивая, нежная, такая тонкая личность, так любит детей. Она выступает в роли жертвы, которую не понимает и не ценит ее муж. А ведь реально произошло все в точности до наоборот! Алекс — человек сдержанный, он таит свои чувства внутри, он страдает, но практически не подает вида. Он любит свою жену и детей, и поэтому таким ударом для него было известие о неверности жены! Она ведь не объяснила ему, что имеет в виду под фразой, что ребенок не его. Все поняли ее совершенно однозначно, включая героя фильма. Однако, на том основании, что ее правильно не поняли, она пытается покончить жизнь самоубийством, и в конечном итоге провоцирует аборт, а затем убивает себя. Этакая непонятая и оскорбленная жертва. А что ей стоило нормально все объяснить мужу, ведь он не экстрасенс, чтобы читать ее мысли! Он даже и не догадывался, что ей надо, он считал, что все идет хорошо! В результате, дети остались без матери, от переживаний умирает брат ее мужа Марк (это бесчувственный-то злодей!), мужу навязывается пожизненное чувство вины, так как он думает, что убил жену, от чего он будет страдать всю жизнь. Еще и друг семьи подлил масла в огонь, сказав ему, что нерожденный ребенок был его, а не чужим. Героиня аппелирует к Богу, но в ее поведении Бога нет. Вместо того, чтобы искать взаимопонимание с мужем, она идет на конфликт безо всяких объяснений, разрушая как свою жизнь, так и жизнь членов своей семьи. Очень грустный финал. Не уверена, что склонные к таким же выходкам люди поймут фильм правильно и сделают нужные выводы, уж очень сложный сценарий. Но хотя бы поймут, что, коли вы стали мужем и женой, завели детей, так старайтесь понять друг друга, относитесь друг к другу с добром, а не с разрушительной ненавистью, или с психозом. Невольно вспоминается недавняя трагедия с женщиной, которая на зло мужу выбросила своих детей с 15 этажа, из благих соображений, что они напрямую попадут в рай. Тоже ведь, непонятая и обиженная мужем, но все поняли ее поступок однозначно правильно — преступление.


Оливия (гость) — 7 августа 2012, 9:14  #

Когда есть проблемы в семье, то всегда виноваты оба. Более всего обычно виновата женщина, потому что она по природе своей должна быть мудрее, она — хранительница семейного очага. Так и в этом фильме, когда муж терзался мыслью "простить ему или убить" жену за измену, я невольно ждала от героя, что он простит. Понятно, что простить очень сложно, но ведь, если любишь человека и видишь его страдания, такой несчастный жалкий вид и постоянные слезы, то, наверное, можно простить, и принять чужого ребенка как своего. Хотя, это мое женское мнение, чего бы я хотела, окажись в такой ситуации…. А герой фильма не простил! И это было решающим моментом. Он даже отказался разговаривать с женой. А если бы он ее выслушал? Она бы ему все объяснила…..и не случилось бы обострения (бывшего следствием длительной дипрессии) и всех последующих смертей. А, с другой стороны, Вера и не стремилась быть понятой. Она не подумала о том, что муж имеет сдержанный характер, и что все его эмоции спрятаны глубоко внутри, и что к нему надо найти свой подход. Не подумала о своем будущем ребенке и о своих других детях. Ей было легче свести счеты с жизнью, чем потрудиться решить проблему конструктивно. Оба супруга вроде бы любили друг друга, но не пытались найти взаимопонимание, были слишком эгоистичны, и слишком злы друг на друга. А истинная любовь должна быть доброй, понимающей и всепрощающей. Если бы они это поняли, то все у них было бы хорошо.