Главная | Рецензии | «Изгнание» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , зато, кстати говоря, собственно говоря, всё.


«Изгнание»

Новый фильм режиссера «Возвращения»

Лариса Романенко, «КиноКафе»

«Изгнание»

Россия, 2007
Режиссер Андрей Звягинцев
В ролях Александр Балуев, Дмитрий Ульянов, Константин Лавроненко, Мария Бонневи



Новый фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» в чем-то сильно напоминает ящик фокусника с двойным, если не тройным дном.

Сюжет картины — то, что зритель видит в первую очередь, как и в «Возвращении», строится вокруг жизни одной семьи. На этот раз, однако, центральную оппозицию составляют не отец и сын, а муж и жена, даже шире — мужчина и женщина.

У Алекса (Константин Лавроненко) и Веры (Мария Бонневи) все вроде бы в порядке: замечательные дети Кир и Ева, красивый загородный дом, куда они приезжают на несколько дней из города. Но и в такой семье имеются свои скелеты в шкафу. Взять хотя бы брата Алекса Марка (Александр Балуев), человека с потухшими глазами и мрачным лицом. Собственную семью он давно потерял, а брату дает советы в духе «что бы ты ни сделал, это будет правильно». Но настоящие проблемы начинаются, когда Вера узнает, что беременна и сообщает Алексу, что ребенок не его.

Однако вовсе не социальную драму в сельских декорациях показывает режиссер Звягинцев. Он стремится говорить со зрителями напрямую, преподносить свои идеи в максимально чистом виде, тем более что сами герои фильма в основном молчат. Именно ради такой степени условности у персонажей интернациональные имена, а пейзажи и интерьеры ничем не выдают своей географической принадлежности. Эта история разворачивается где-то на планете Земля — вот и все, что можно сказать.

Пространство фильма, очищенное от бытовых подробностей, наполняется символами и ассоциациями. В первую очередь, христианскими. Здесь и Ева с яблоком, и сад, и намеки на изгнание (собственно, уже в самом названии) из этого сада. Да что там говорить, фильм в целом интерпретирует библейский сюжет Благовещения.

Эта интерпретация переворачивает его: встретив Посланника, получив Весть Вера не испытывает ничего кроме отчаяния — ее, видимо, годами копившееся одиночество только усиливается. Благое известие ни для кого не оказывается радостным.

Такое искажение весьма естественно в том мире пустоты, где разворачивается «Изгнание». Пустота у Звягинцева больше, чем просто прием или символ. Она словно еще один персонаж, который появляется в фильме на всех смысловых уровнях. Это и паузы в разговорах, и странный овраг вокруг деревенского дома, соединенного лишь узким мостиком с «большой землей», и пустота ночных улиц города, и выжженная трава полей. И, самое главное, это пустота между главными героями, которые бесконечно одиноки вдвоем.

Именно отсутствие любви — настоящей, а не как к вещи, «для себя» — Алекса и толкает Веру к смерти, к этой окончательной пустоте. Именно таков мир без любви и именно об этом говорится в Послании Павла к коринфянам, отрывке из Библии, звучащем в фильме.

В общем-то, вся эта отчужденность формально близких людей и есть удел «любви не имеющих», настоящая пустота которых в сердце, почти как в оторванной Киром голове куклы. «А что же ты хотел там увидеть?», — спрашивает его мать.

Так же и зрители, заглянув за последнюю дверцу аллюзий и символов, рискуют там увидеть лишь пустоту, а что же еще можно ожидать от людей в изгнании?





Комментарии


Оливия (гость) — 6 августа 2012, 10:30  #

Первое впечатление от фильма было негативным, но, немного подумав, я поняла, что ошибалась. Фильм неординарный. Он будит противоречивые чувства. Кажется, что автор пытается убедить зрителя, что герой фильма Алекс и, особенно его брат Марк, — отрицательные персонажи. Что это бесчувственные люди, связанные с криминалом. А их отец — по фотографии — и подавно какой-то монстр-дракула. А жена Алекса — такая изящная, красивая, нежная, такая тонкая личность, так любит детей. Она выступает в роли жертвы, которую не понимает и не ценит ее муж. А ведь реально произошло все в точности до наоборот! Алекс — человек сдержанный, он таит свои чувства внутри, он страдает, но практически не подает вида. Он любит свою жену и детей, и поэтому таким ударом для него было известие о неверности жены! Она ведь не объяснила ему, что имеет в виду под фразой, что ребенок не его. Все поняли ее совершенно однозначно, включая героя фильма. Однако, на том основании, что ее правильно не поняли, она пытается покончить жизнь самоубийством, и в конечном итоге провоцирует аборт, а затем убивает себя. Этакая непонятая и оскорбленная жертва. А что ей стоило нормально все объяснить мужу, ведь он не экстрасенс, чтобы читать ее мысли! Он даже и не догадывался, что ей надо, он считал, что все идет хорошо! В результате, дети остались без матери, от переживаний умирает брат ее мужа Марк (это бесчувственный-то злодей!), мужу навязывается пожизненное чувство вины, так как он думает, что убил жену, от чего он будет страдать всю жизнь. Еще и друг семьи подлил масла в огонь, сказав ему, что нерожденный ребенок был его, а не чужим. Героиня аппелирует к Богу, но в ее поведении Бога нет. Вместо того, чтобы искать взаимопонимание с мужем, она идет на конфликт безо всяких объяснений, разрушая как свою жизнь, так и жизнь членов своей семьи. Очень грустный финал. Не уверена, что склонные к таким же выходкам люди поймут фильм правильно и сделают нужные выводы, уж очень сложный сценарий. Но хотя бы поймут, что, коли вы стали мужем и женой, завели детей, так старайтесь понять друг друга, относитесь друг к другу с добром, а не с разрушительной ненавистью, или с психозом. Невольно вспоминается недавняя трагедия с женщиной, которая на зло мужу выбросила своих детей с 15 этажа, из благих соображений, что они напрямую попадут в рай. Тоже ведь, непонятая и обиженная мужем, но все поняли ее поступок однозначно правильно — преступление.


Оливия (гость) — 7 августа 2012, 9:14  #

Когда есть проблемы в семье, то всегда виноваты оба. Более всего обычно виновата женщина, потому что она по природе своей должна быть мудрее, она — хранительница семейного очага. Так и в этом фильме, когда муж терзался мыслью "простить ему или убить" жену за измену, я невольно ждала от героя, что он простит. Понятно, что простить очень сложно, но ведь, если любишь человека и видишь его страдания, такой несчастный жалкий вид и постоянные слезы, то, наверное, можно простить, и принять чужого ребенка как своего. Хотя, это мое женское мнение, чего бы я хотела, окажись в такой ситуации…. А герой фильма не простил! И это было решающим моментом. Он даже отказался разговаривать с женой. А если бы он ее выслушал? Она бы ему все объяснила…..и не случилось бы обострения (бывшего следствием длительной дипрессии) и всех последующих смертей. А, с другой стороны, Вера и не стремилась быть понятой. Она не подумала о том, что муж имеет сдержанный характер, и что все его эмоции спрятаны глубоко внутри, и что к нему надо найти свой подход. Не подумала о своем будущем ребенке и о своих других детях. Ей было легче свести счеты с жизнью, чем потрудиться решить проблему конструктивно. Оба супруга вроде бы любили друг друга, но не пытались найти взаимопонимание, были слишком эгоистичны, и слишком злы друг на друга. А истинная любовь должна быть доброй, понимающей и всепрощающей. Если бы они это поняли, то все у них было бы хорошо.