Главная | Рецензии | «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»

Великое произведение искусства

Алексей Васильев, «Афиша»

«Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (Wo hu zang long)

Wo hu zang long
США, Китай, Гонконг, Тайвань, 2000
Режиссер Ан Ли
В ролях Чоу Юнь Фат, Чанг Чен, Мишель Йео, Чжан Цзыи



Хотя Американская киноакадемия, проавансировав «Крадущегося тигра» десятью номинациями на «Оскар», в итоге ограничилась четырьмя премиями, фильм боевых искусств тайваньца Ана Ли не перестал от этого быть главным фильмом года. Самая революционная его составляющая — монтаж; обойдя его «Оскаром», академики расписались в некомпетентности. Именно в монтаже дух этого фильма. Ан Ли филигранно нарушил наработанные за вековую историю кино принципы склейки кадров, чтобы создать иллюзию движения безостановочного и беспрепятственного, как будто герои, взбегающие по крепостным стенам, перелетающие с крыши на крышу, преодолевают пространство, время и, если надо, скорость света. Как монтаж позволяет внутриэкранному миру сохранять свободу от физических законов, философия фильма предлагает радикальную свободу от мифов, укоренившихся в сознании общества с не меньшей силой, чем закон Ньютона. Как и большинство великих произведений искусства, «Крадущийся тигр» повествует о любви и вере, но очищает эти понятия от шелухи привычных отношений, прилипших к ним, как ракушки ко дну корабля, и не дающих плыть кораблям веры и любви.

С точки зрения сюжета, фильм представляет собой детектив из жизни Пекина эпохи Цин (начало XIХ века): легендарный воин, пережив в ходе медитации необычный опыт, отказывается от кровопролития и передает свой легендарный меч на хранение высокопоставленному чиновнику. В этот же день в дом чиновника заезжает на постой несколько гостей. Меч пропадает, и начинается череда убийств. Действие картины помещено во время и место, где находится сердце восточного мировоззрения, но истины, которые раскрываются в ходе расследования, далеки от буддистского пастиша; скорее, это бережное отношение к движениям отдельно взятой души образовалось в точно найденной точке встречи эгоцентрического Запада с медитирующим Востоком. Как изображение в стереоочках — проступила истина. Как при акупунктуре — игла вошла в точку излечения с точностью до сотой доли миллиметра, на какую способен лишь исключительный мастер.

В фильме «Леди Каролина Лэм» был диалог о небе. Леди Лэм считала, что голубизна неба — неправдоподобный факт; небеса только кажутся людям голубыми в силу особенностей преломления солнечного света в наших зрачках. Ее муж настаивал, что раз все мы видим небо голубым, следовательно, это должно принять как истину. «И все же: я смотрю сегодня на небо, и оно — неправдоподобно голубое», — ответила леди Каролина. Ее фраза, пожалуй, вступает в противоречие с отношением Ана Ли к вере, однако исчерпывающе описывает чувство, которое вызывает его фильм: в это чудо невозможно поверить, даже когда видишь его собственными глазами на огромном экране, отверзшем перед тобой врата истины.





Комментарии


angelka (гость) — 9 февраля 2006, 0:07  #

Фильм, введший в моду всё азиатское. Очень красивый и зрелищный. Осмысленный. Драматический. Но ох уж эти полёты на лонжах… Хорошо, что они в моду не вошли, а то и над "Героем" можно было бы посмеяться.


Олег (гость) — 25 ноября 2015, 21:13  #

Вот все про полёты говорят… А представьте, что их бы не было! И фильм был бы уже не тот. Тут полёты — это как легкость из сна, во что веришь, пока спишь, и совсем не хочется просыпаться, чтобы не научиться летать.


Олег (гость) — 25 ноября 2015, 21:14  #

(*) разучиться