Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»Великое произведение искусства
Алексей Васильев, «Афиша»
Wo hu zang long США, Китай, Гонконг, Тайвань, 2000
Режиссер Ан Ли
В ролях Чоу Юнь Фат, Чанг Чен, Мишель Йео, Чжан Цзыи
Хотя Американская киноакадемия, проавансировав «Крадущегося тигра» десятью номинациями на «Оскар», в итоге ограничилась четырьмя премиями, фильм боевых искусств тайваньца Ана Ли не перестал от этого быть главным фильмом года. Самая революционная его составляющая монтаж; обойдя его «Оскаром», академики расписались в некомпетентности. Именно в монтаже дух этого фильма. Ан Ли филигранно нарушил наработанные за вековую историю кино принципы склейки кадров, чтобы создать иллюзию движения безостановочного и беспрепятственного, как будто герои, взбегающие по крепостным стенам, перелетающие с крыши на крышу, преодолевают пространство, время и, если надо, скорость света. Как монтаж позволяет внутриэкранному миру сохранять свободу от физических законов, философия фильма предлагает радикальную свободу от мифов, укоренившихся в сознании общества с не меньшей силой, чем закон Ньютона. Как и большинство великих произведений искусства, «Крадущийся тигр» повествует о любви и вере, но очищает эти понятия от шелухи привычных отношений, прилипших к ним, как ракушки ко дну корабля, и не дающих плыть кораблям веры и любви.
С точки зрения сюжета, фильм представляет собой детектив из жизни Пекина эпохи Цин (начало XIХ века): легендарный воин, пережив в ходе медитации необычный опыт, отказывается от кровопролития и передает свой легендарный меч на хранение высокопоставленному чиновнику. В этот же день в дом чиновника заезжает на постой несколько гостей. Меч пропадает, и начинается череда убийств. Действие картины помещено во время и место, где находится сердце восточного мировоззрения, но истины, которые раскрываются в ходе расследования, далеки от буддистского пастиша; скорее, это бережное отношение к движениям отдельно взятой души образовалось в точно найденной точке встречи эгоцентрического Запада с медитирующим Востоком. Как изображение в стереоочках проступила истина. Как при акупунктуре игла вошла в точку излечения с точностью до сотой доли миллиметра, на какую способен лишь исключительный мастер.
В фильме «Леди Каролина Лэм» был диалог о небе. Леди Лэм считала, что голубизна неба неправдоподобный факт; небеса только кажутся людям голубыми в силу особенностей преломления солнечного света в наших зрачках. Ее муж настаивал, что раз все мы видим небо голубым, следовательно, это должно принять как истину. «И все же: я смотрю сегодня на небо, и оно неправдоподобно голубое», ответила леди Каролина. Ее фраза, пожалуй, вступает в противоречие с отношением Ана Ли к вере, однако исчерпывающе описывает чувство, которое вызывает его фильм: в это чудо невозможно поверить, даже когда видишь его собственными глазами на огромном экране, отверзшем перед тобой врата истины.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Комментарии
Фильм, введший в моду всё азиатское. Очень красивый и зрелищный. Осмысленный. Драматический. Но ох уж эти полёты на лонжах… Хорошо, что они в моду не вошли, а то и над "Героем" можно было бы посмеяться.
Вот все про полёты говорят… А представьте, что их бы не было! И фильм был бы уже не тот. Тут полёты — это как легкость из сна, во что веришь, пока спишь, и совсем не хочется просыпаться, чтобы не научиться летать.
|