Главная | Рецензии | «Счастливого Рождества!» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Счастливого Рождества!»

Антивоенная рождественская сказочка

Роман Волобуев, «Афиша»

«Счастливого Рождества!» (Joyeux Noel)

Joyeux Noel
Великобритания, Бельгия, Румыния, Франция, Германия, 2005
Режиссер Кристиан Карион
В ролях Бенно Фюрман, Гийом Кане, Диана Крюгер, Дэни Боон



В первую зиму Первой мировой старый мир умирает в конвульсиях. В бельгийском, кажется, пригороде французский окоп мерзнет против немецкого, а с третьей стороны стучат зубами шотландцы, которым что немцы, что союзники-французы — в принципе, без разницы. Все кашляют, у всех вши. Шотландский рядовой потерял брата, французский лейтенант (Кане) — бумажник с фотокарточкой жены, а к немецкому фельдфебелю — до войны знаменитейшему тенору (Фюрман) — через блокпосты прорвалась подруга, волоокая датчанка с голосом ангелицы (Крюгер). Когда немцы запоют, шотландцы подтянут, хлопнет пробка от шампанского, капеллан прочтет вражеским пехотинцам про «не убоюсь я зла»; а через пару дней участниками празднеств вплотную займется контрразведка.

Кто считает, что у Пекинпа или Ридли Скотта война слишком хороша собой, могут бить в ладоши — вот картина о войне, сделанная не просто пацифистом, а человеком, которому больно слышать выстрелы и противно глядеть на военную форму. В ходе единственной на весь фильм атаки (длящейся секунд 30) камера пашет землю объективом, а остальные 2 часа в «Рождестве» все нарочно и нарочито безыскусно — и ход камеры, и выражения лиц, и слова. Режиссер Карион (во Франции имел успех его фильм «Парижанка» — про то, как тетенька уехала из большого города производить козий сыр) явно верит, что излагаемые им гуманистические максимы так животворны и важны, что их непременно надо глотать не запивая, что капелька жизни убьет весь высокий смысл. Из-за этой его наивной выспренности Кариону и невозможно поверить на слово: надо непременно залезть в учебник истории, чтоб убедиться, что он не врет — что в сочельник 1914-го на Западном фронте и правда были елки в окопах, 23-й псалом и (вроде даже) футбол на нейтральной полосе, а командующие с обеих сторон потом принимали дисциплинарные меры, чтоб погасить этот прощальный всплеск непрактичного старомодного подхода к войне. Про то, как все это было, мог бы, наверно, хорошо снять профессиональный сентименталист — Спилберг или Ж.-П.Жене. Карион же больше похож на Федора Бондарчука: как Бондарчук не видит принципиальной разницы между мужеством и мужским стриптизом, так и его французский коллега по простоте душевной путает гуманизм с глазированным куличом.