Главная | Рецензии | «Морпехи» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Морпехи»

Новая антивоенная классика

Роман Волобуев, «Афиша»

«Морпехи» (Jarhead)

Jarhead
США, 2005
Режиссер Сэм Мендес
В ролях Джейк Гилленхол, Крис Купер, Джейми Фокс, Питер Сарсгаард



В далеком 1989-м, слушая, как похожий на рака усатый сержант почти слово в слово тарабанит хрестоматийный сержантский монолог из «Цельнометаллической оболочки», новобранец Своффорд (Гилленхол), как положено, тянется в струнку, вопит «сэр-да-сэр» и, кажется, как и мы, не понимает, в чем тут дело: Кубрик ли так все точно угадал про сержантов или всем сержантам вместо учебных фильмов теперь показывают Кубрика. Cержант в итоге дает ему по лбу — но дальше герою в основном везет. За спокойный взгляд его определяют в снайперы; дают напарника (Сарсгаард), так похожего на него повадками, что полфильма подозреваешь в нем галлюцинацию. Саддам нападает на Кувейт, и Своффорд полгода сторожит саудовские нефтяные вышки, а потом попадает и на настоящую войну, но та оказывается какой-то апокалиптической скукой с черными песками, залитым нефтью небом и постоянно отсутствующим противником.

Ожидавшийся как первое серьезное высказывание о первой иракской кампании (тем более что выходил он аккурат к завершению второй), фильм вызвал по итогам вполне законное раздражение: люди ждали серьезного разговора, а получили луч солнца, бьющий через пластиковую бутыль минералки, и улыбочку артиста Гилленхола, который даром что весь фильм что-то говорит за кадром — главное явно оставляет при себе. За эту улыбочку, за общую театральность (кусок про «Бурю в пустыне» вообще снят в закрытом помещении и расцветкой похож на конец «Догвиля») англичанина Мендеса («Красота по-американски», «Проклятый путь»), конечно, ругают эстетом, звучит в его адрес и страшное слово «амбивалентный». Англичанин, который явно целит в новые кубрики, по идее должен радоваться: Кубрика всю жизнь клеймили как раз за амбивалентность.

Справедливости ради — кино и правда амбивалентное. И в начале правда возникает чувство, что человек взялся не за свою работу, что война все-таки не для Мендеса с его волшебными стеклышками, крикетными клюшками и культурным багажом. «Пойду долиной смертной тени», десантный взвод смотрит копполовский «Апокалипсис», подпевая в известном месте Вагнеру, прячется в карман камуфляжной куртки томик Камю (наряду с «Илиадой» и «Гамлетом» обширно цитируемого в первоисточнике «Морпехов» — мемуарах реального кувейтского ветерана, а впоследствии учителя литературы Энтони Своффорда). Перебор по части культурных ссылок сперва раздражает невыносимо — и нужно время, чтоб понять: это не режиссер драпирует свое гражданское брюшко цитатками из релевантных произведений, это время такое, когда реальность питается вымыслом, войны кроятся по мотивам антивоенной киноклассики, а люди живут — будто смотрят кино про свою жизнь. Главное в «Морпехах» — как раз это чувство не просто не настоящей, но вдобавок еще небрежно, бездарно, совсем не интересно сконструированной реальности, с которой вброшенный в нее человек может бороться лишь одним способом — улыбнувшись ей кривой гилленхоловской улыбкой и принципиально отказавшись ее осмыслять.


Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть



Комментарии


Кришна (гость) — 21 января 2006, 2:12  #

Фильм о войне без идеи, о солдатах, которые задаются вопросом, что они делают на этой войне, в этой чужой стране. Война, где главная проблема для снайпера — найти кандидатуру в мишень, а главная угроза — попасть под "дружественный" огонь или стать бездетным после приёма противохимических пилюль. Это не "Взвод" и не "Спасти рядового Райана" Это фильм о другой войне, здесь крутого месилова вы не увидите.


serega (гость) — 21 января 2006, 17:39  #

Война, когда ее снимает не Федор Бондарчук – это минимум пафоса батальных сцен, а всё больше ежедневная грязь, тупое ожидание и чужое дерьмо. Вообще никакого геройства, только муштра с утра до вечера, слезы и непонятно что делать. Fuckin’ lost. Наверное, «Морпехи» Сэма Мендэса – фильм честный. Честный и от того немного скучный.