Главная | Рецензии | «99 франков» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«99 франков»

Кокаин на капоте

Ксения Рождественская, «Фильм.Ру»

«99 франков» (99 francs)

99 francs
Франция, 2007
Режиссер Ян Кунен
В ролях Жан Дюжарден, Жослин Куиврен, Патрик Милль, Вахина Джоканте, Элиза Товати



Допустим, вы не читали «99 франков» Фредерика Бегбедера, просто знаете, что это какой-то французский роман о рекламе и кокаине, а Бегбедер — какой-то модный писатель, любящий Россию и кокаин. Как раз недавно его за одну из этих любовей и арестовали — он снюхивал дорожку с капота собственной машины. Лучшей рекламы для фильма «99 франков» и представить себе невозможно — ну и, допустим, решаете вы пойти в кино. А там — трах, бах, обдолбанный рекламщик Октав Паранго в позе Христа падает с небоскреба, потом придумывает идиотский рекламный ролик для невкусного йогурта, потом влюбляется, по собственной дурости расстается с любимой, потом едет на съемки идиотского рекламного ролика про невкусный йогурт, потом жрет таблетки, улетает, кого-то убивает, трах, бах, падает с небоскреба.

В общем, это окажется забавное кино, сделанное в бодром клиповом стиле и утверждающее, что реклама — дерьмо, ничто не вечно, все покупается и продается, но иногда хочется послать всех нах и сделать свою маленькую революцию. Достойный вывод, весело и вкусно. Когда пойдут титры, вы, скорее всего, броситесь на улицу, и не станете задумываться, почему некоторые сюжетные ходы фильма пришли в тупик, что за неприятный мужик играл стюардессу и какой все-таки рекламный ролик получился у героя.

Но, допустим, вы читали «99 франков», прониклись циничным романтизмом автора, а его накокаиненный сарказм заставил вас задуматься о рекламном тоталитаризме, войне, революции, любви и смерти. И вы пошли в кино, надеясь, что Ян Кунен, автор бешеного «Добермана», да еще в соавторстве с Фредериком Бегбедером, сделает что-то выдающееся — что-то резкое, саркастичное, что-то о любви и смерти. Фильм окажется совсем не таким, как книжка: философии меньше, мельтешения больше, трах, бах, цитата из «Матрицы» сменяется цитатой из Вонга Кар-Вая, дальше идет Стэнли Кубрик, потом разворот модного журнала, потом кровавый мультик (кто-нибудь, позовите Тарантино!), потом титры — но вы же понимаете, что на титрах такое кино закончиться не может, поэтому даже и не думаете вставать. После первых титров предлагается альтернативный финал — мелкая революция, жизнь на необитаемом острове, райское наслаждение, предсказуемая горькая ухмылка, еще одни титры. В общем, это окажется забавное кино, сделанное в бодром постмодернистском стиле, наполненное скрытыми цитатами и фигами в кармане, утверждающее, что реклама проникла в нашу плоть, и сами мы — продукты, и даже революция делается по правилам рекламы, и даже рай у нас отфотошоплен. Когда пойдут титры, вы, скорее всего, включите звук у своего «Верту» (старой «Нокии») и, загребая московскую грязь своими «Маноло Бланик» («Экко»), медленно направитесь к своему «Лексусу» (ближайшему метро), размышляя о том, что Кубрик все-таки очень хороший режиссер.

Но, допустим, вы не ушли и после этих финальных титров. И вот тогда вы увидели настоящее кино «99 франков» — кино о самой сути рекламы, которая очень проста — так же проста, как жизнь, смерть и любовь.

Октава Паранго играет Жан Дюжарден, похожий на Фредерика Бегбедера, как реклама из «99 франков» — на настоящую рекламу, то есть очень, очень похожий. В самом начале фильма есть блестящий эпизод: Октав с трудом поднимается после бурной ночи, отпихивает какого-то голого мужика, идет в ванную, перешагивая через разнополых граждан, забывшихся тяжким сном. В ванной он смотрит в зеркало… и видит там Фредерика Бегбедера. В ужасе застывает, трогает свое лицо (зазеркальный Бегбедер делает то же самое) — и блюет. Бегбедер все-таки сила.

За время, прошедшее с момента написания «99 франков» — одного из самых важных романов прошедшего десятилетия, — Франция перешла на евро, а тысячи креативных директоров написали книжки, стали главами фирм и поменяли своих драг-дилеров. Но главное — за это время успел умереть постмодернизм. И вот за этой смертью мы и наблюдаем на протяжении всего фильма. Киноцитаты уже не воспринимаются как культурный код, они здесь не ради глубины, они просто — часть культурного шума, вроде рекламных слоганов. В «революционном» рекламном ролике, созданном Октавом Паранго, нет ничего революционного и даже интересного. А Бегбедер со своим полуподростковым эпатажем дожил до времен, когда кокаин на капоте — не бодрый вызов обществу, а просто кокаин на капоте. Старомодно и глупо.

И это делает фильм совсем пронзительным и страшным. Это не Октав Паранго падает с небоскреба, это постмодернизм убивает себя об асфальт. Авторы называют свой фильм «йогуртовым «Бойцовским клубом» — но нет, сегодня «Бойцовский клуб», похоже, невозможен. Лет восемь назад и подтекст был жирнее, и шизофрения радикальнее, и кокаин чище.





Комментарии


delirium — 26 мая 2008, 4:31  #

замечательная рецензия.спасибо


Rustem — 11 сентября 2008, 2:13  #

примитивный фильм.


гость — 15 сентября 2009, 23:12  #

Rustem — 11 сентября 2008, 2:13 #

примитивный фильм.

(Ответить)

Ну да примитивный … когда-то люди тоже смеялись над идеями Николы Тесла … глупый падонок лучше промолчи чем писать ерунду , если ты не понял фильм это тебе надо поговорить с головой , продажная тварь !


dmitropilchen — 26 октября 2009, 14:24  #

Поддерживаю!!
Сначала прохавай материал, а затем высказывайся, Rustem!


AnDEATH — 19 ноября 2009, 19:24  #

Фильм концептуальный, с доброй долей иронии и сарказма, а постоянная рефлексия главного героя создаёт эффект живого соучастия, а самое главное, что смотреть совсем нескучно ;)


Hermione_Granger — 24 ноября 2009, 0:36  #

Мне нравится этот фильм. И не потому, что он по одноименной книге (т.к. мало в чем с ней сходится), а за режиссуру. Режиссера явно пнесло. Ему хотелось вложить в фильм вес ь безбрежный арсенал кино — и эстетские пейзажи, и символические детали, и сюрреалистические клиповые вставки. Получилось довольно сумбурно, но, как говорилось в рецензии, бодро, с юмором и с протестом.
Постмодернизм умер? Умерли интеллектуальные раздолбаи, воспитанные рок-н-роллом и коксом? Не хочется до конца в это верить. Но если так, помянем же их этим фильмом — они того достойны!


гость — 10 января 2010, 23:59  #

Что значит мало чем сходится? Единственное большое различие в том, что в фильме они сбивают людей, а не убивают старушку… К тому же да будет тебе известно ни одна книга в мире не была экранизирована слово в слово…
Фильм зачетный, смотреть всем!!!


den (гость) — 14 апреля 2010, 9:50  #

Давнеько я несмотрел кино с таким итересом.