Главная | Рецензии | «Мюнхен» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Ссылки

Тинькофф Драйв условия вся информация на drive2.ru

«Мюнхен»

Спилберг против Спилберга

Роман Волобуев, «Афиша»

«Мюнхен» (Munich)

Munich
США, 2005
Режиссер Стивен Спилберг
В ролях Матье Кассовиц, Иван Атталь, Эрик Бана, Хийям Аббас



Авнер, патриот и семьянин, никого прежде не убивавший, назначен командиром моссадовской спецгруппы, посланной мстить верхушке ООП за мюнхенскую бойню. Совершая все мыслимые ошибки, становясь игрушкой в руках собственных информаторов, он постепенно теряет идеалы, сон, душу, чуть не теряет рассудок — и понимает наконец, что зло, вы не поверите, порождает зло.

Я кощунственную вещь скажу, но, кажется, Мюнхен-72, арабо-израильский конфликт и даже нынешний виток террористической войны тут ни при чем. При чем тут режиссер Спилберг, переживающий, судя по последним двум фильмам, страшный (даже больший, чем во времена каких-нибудь «Близких контактов третьей степени») кризис таланта и ума и, видимо, осознающий это. «Мюнхен» выглядит так, будто снят в 70-е, в том же ритме, по тем же технологиям, — и понятно, зачем Спилбергу эта аскеза: 70-е — это не только время «Черного сентября», это и время первых спилберговских триумфов, время, когда он был поджарым и злым. В стремлении вернуться к себе прежнему он и лезет теперь на самое острие, выбирая самую болезненную из возможных для него тем (автор «Шиндлера», снимающий если не антисемитский, то вполне себе антиизраильский фильм, — это, согласитесь, сильно). Он обращается к жестокости как к противоядию против своей вошедшей в поговорку сентиментальности. Нож в лоб, пуля в скулу, оторванные руки на вентиляторе. Вот три мужика в упор убивают безоружную голую девушку: та имеет к их миссии довольно косвенное отношение и, уже застреленная, медленно идет в другой конец комнаты — погладить кота. Вот кульминация мюнхенских событий, наложенная на истерическую постельную сцену, — Cпилберг лезет из кожи вон, дает петуха, перебирает и с насилием, и с патокой (ни в одном европейском политтриллере 70-х, которые «Мюнхен» c переменным успехом имитирует, не могло быть такой Сцены с Мамой, как здесь). Это не фильм, это бой: 10, 20, 30 раундов любимый режиссер бьется с собственным маразмом, с тем самозабвенным голосистым органчиком, который снял за него «Терминал» и «Войну миров», бьется не на жизнь, а на смерть. И знаете, кажется, побеждает — пусть не нокаутом, пусть по очкам. Благоглупости, которых в «Мюнхене» предостаточно, выветриваются, остается расплескавшееся по ступенькам молоко и старый поэт, пытавшийся ладонью отвести от себя ствол беретты.

Это хорошая новость. Допустим, мир не спасти, кровь будет литься и искусство не панацея от моральных язв общества, а в лучшем случае аспирин. Пусть так, но в этом несправедливом мире режиссер Спилберг еще должен нам четвертого «Индиану Джонса». И я еще одну кощунственную вещь скажу: мне плевать, к каким темам он обращается, чтоб привести себя в чувство.


Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть