Главная | Рецензии | «Столкновение» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Столкновение»

Гуманистический, но захватывающе сложно устроенный фильм

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Столкновение» (Crash)

Crash
США, Германия, 2004
Режиссер Пол Хэггис
В ролях Дон Чидл, Сандра Баллок, Мэтт Диллон, Брендан Фрейзер



Черные подростки ограбили белую пару. Немолодой иранец, владелец магазинчика, отправился покупать себе пистолет и повздорил с продавцом. На мексиканского слесаря наорали сразу в нескольких местах. Полицейские остановили джип чернокожего телережиссера и с особым цинизмом унизили его жену. Черный детектив, влюбленный в напарницу-пуэрториканку, поссорился с отделом собственной безопасности.

Сюжет «Столкновения» в пересказе напоминает сериал про «911», да еще с расовым уклоном, но это не вполне верно. Режиссер фильма Хэггис действительно много лет просидел на телевидении, но, перейдя недавно в кино, успел написать, на минуточку, сценарий «Малышки на миллион». Если тот — вроде бы сама простота, то здесь, наоборот, использована сверхсложная структура: добрых два десятка персонажей, дюжина сюжетных линий, которые сталкиваются, переплетаются и расходятся под самыми немыслимыми углами. Прием, несколько затертый стараниями режиссера Иньяриту («Сука-любовь», «21 грамм»), но все равно безотказно работающий: всякий раз, когда оказывается, что знакомые нам уже герой N и героиня X, к примеру, брат и сестра или вместе валили лес, сердце бьется радостно. Хэггиса в отличие от Иньяриту волнует не столько сама поэзия случайности, сколько возможность поставить максимальное количество действующих лиц в максимальное число обстоятельств, не рассыпав при этом фильм на кучку эпизодов, — и ему это удается. Иногда — совсем редко — «Столкновение» кажется спекулятивным, под конец — неоправданно затянутым; временами Хэггис, пожалуй, пережимает: когда двое черных сбивают прохожего и тот оказывается китайцем, это уже напоминает дурной анекдот. Но в целом автор обладает несомненным и очень ценным для кинематографиста даром блестяще аранжировать банальности как социального, так и общечеловеческого плана. То есть вот приходит человек, на голубом глазу сообщает тебе, что люди разные, и жизнь, понимаете, сложная штука, и никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь, и так далее, а ты не бьешь его в этот глаз, а отвечаешь типа да, спасибо, учту.