Главная | Рецензии | «Столкновение» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , хотя, конечно, может, собственно говоря, всё.


«Столкновение»

Гуманистический, но захватывающе сложно устроенный фильм

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Столкновение» (Crash)

Crash
США, Германия, 2004
Режиссер Пол Хэггис
В ролях Дон Чидл, Сандра Баллок, Мэтт Диллон, Брендан Фрейзер



Черные подростки ограбили белую пару. Немолодой иранец, владелец магазинчика, отправился покупать себе пистолет и повздорил с продавцом. На мексиканского слесаря наорали сразу в нескольких местах. Полицейские остановили джип чернокожего телережиссера и с особым цинизмом унизили его жену. Черный детектив, влюбленный в напарницу-пуэрториканку, поссорился с отделом собственной безопасности.

Сюжет «Столкновения» в пересказе напоминает сериал про «911», да еще с расовым уклоном, но это не вполне верно. Режиссер фильма Хэггис действительно много лет просидел на телевидении, но, перейдя недавно в кино, успел написать, на минуточку, сценарий «Малышки на миллион». Если тот — вроде бы сама простота, то здесь, наоборот, использована сверхсложная структура: добрых два десятка персонажей, дюжина сюжетных линий, которые сталкиваются, переплетаются и расходятся под самыми немыслимыми углами. Прием, несколько затертый стараниями режиссера Иньяриту («Сука-любовь», «21 грамм»), но все равно безотказно работающий: всякий раз, когда оказывается, что знакомые нам уже герой N и героиня X, к примеру, брат и сестра или вместе валили лес, сердце бьется радостно. Хэггиса в отличие от Иньяриту волнует не столько сама поэзия случайности, сколько возможность поставить максимальное количество действующих лиц в максимальное число обстоятельств, не рассыпав при этом фильм на кучку эпизодов, — и ему это удается. Иногда — совсем редко — «Столкновение» кажется спекулятивным, под конец — неоправданно затянутым; временами Хэггис, пожалуй, пережимает: когда двое черных сбивают прохожего и тот оказывается китайцем, это уже напоминает дурной анекдот. Но в целом автор обладает несомненным и очень ценным для кинематографиста даром блестяще аранжировать банальности как социального, так и общечеловеческого плана. То есть вот приходит человек, на голубом глазу сообщает тебе, что люди разные, и жизнь, понимаете, сложная штука, и никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь, и так далее, а ты не бьешь его в этот глаз, а отвечаешь типа да, спасибо, учту.