Главная | Рецензии | «Призраки Гойи» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Призраки Гойи»

Исторический макабр

Мария Кувшинова, «TimeOut Москва»

«Призраки Гойи» (Goya’s Ghosts)

Goya’s Ghosts
Испания, 2006
Режиссер Милош Форман
В ролях Хавьер Бардем, Натали Портман, Стеллан Скарсгард



Незадолго до Французской революции испанская инквизиция холодеющей рукой хватает за горло последнюю жертву. Фанатичный священник Лоренцо (Хавьер Бардем) уличает в ереси купеческую дочь Инес (Натали Портман), по совместительству — любимую модель художника Франсиско Гойи (Стеллан Скарсгаард). Религиозный пыл Лоренцо едва скрывает вожделение — заполучив Инес, он регулярно насилует ее в тюремной камере. Добрый католик уверяет, что невиновному Господь поможет вытерпеть пытку, а сознается только тот, кого пытали за дело.

Отец Инес блестяще опровергает этот тезис, заманивая Лоренцо в свой дом и выбивая из него письменное признание в том, что он обезьяна. Церковная администрация лишает обезьяну сана. Революционные бури и смена формаций остаются за кадром: без всякого предупреждения возникает титр «Прошло 15 лет», и вот расстрига Лоренцо является уже атеистом — на коне и в составе революционной французской армии.

При чем тут, собственно, Гойя? А и ни при чем — так, чтобы разговор завязать. Вкрадчивому, ничуть не похожему на испанца Скарсгаарду досталась роль пассивного наблюдателя, который в самые драматичные моменты лишь печально и понимающе качает головой. Тут Форман не изменяет своей буквалистской традиции: «Амадей» был об Амадее, «Вальмон» — о Вальмоне, а «Призраки Гойи» — о людях, тенях и полутенях, окружавших живописца. Возможно, именно так Форман, редко снимающий кино о событиях XX века, свидетелем которых он стал, и понимает задачу художника — наблюдать и кивать, не вмешиваясь.

Единственная проблема — Гойя в своих картинах никогда не был плоским. У Формана же даже воплощенная телесность — Хавьер Бардем — весь фильм ходит деревянным буратиной. Вглядываясь в это застывшее лицо, разгадать мотивации Лоренцо невозможно. О них узнаешь только из интервью Бардема, который объясняет, что «Призраки Гойи» — это история конформиста, разрушающего чужие судьбы так же эффективно, как и неумолимая История. Откровения участников проекта говорят о режиссерском замысле куда больше, чем сам фильм, — а это тревожный симптом. Приходится с огорчением признать: после долгого перерыва большой художник Милош Форман снял фильм, про который лучше тысячу раз услышать, чем один раз увидеть.


Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть