Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Жизнь в розовом цвете»Жизнь в розовом цвете
Роман Куланин, «КиноКадр»
La Vie en rose Франция, Великобритания, Чехия, 2007
Режиссер Оливье Даан
В ролях Марион Котийяр, Сильви Тесту, Жерар Депардье, Эммануэль Сенье
Зерна Московского кинофестиваля начинают давать плоды на прошлой неделе была в меру артхаусная «Фэй Грим», теперь вот «Жизнь в розовом цвете», на следующей выходят «Ангелы возмездия». Но остановимся на «Жизни в розовом цвете», у себя на родине названной куда скромнее La Mome, то есть «Малыш». Очень странным кажется ограниченный прокат картины поскольку, в отличие от своих соседей по ММКФ, фильм Даана является вполне себе программным байопиком, без перебежек в трудные для восприятия жанры может быть, хронометраж в два с половиной часа тому виною? Но, обо всём подробнее.
В последние несколько лет заморских кинематографистов поразил вирус с неприметным названием «музбайопик» экранизации жизни замечательных, и не очень, поющих людей. За небольшое время активного существования в этом поджанре выработалась система легко уловимых штампов, отчего кажется, все знаменитости буквально с рождения были настроены на один алгоритм что, однако, не удерживало киноакадемии с завидной регулярностью осыпать создателей и актёров призами. А теперь эта лихорадка перебралась и в старушку-Европу.
Продолжая сложившуюся традицию, Оливье Даан (здесь еще и сценарист) выстраивает историю жизни Эдит Пиаф по принципу, высказанному самой певицей, жить значит петь, ломая тем самым хронологию повествования. Бедное голодное детство чередуется с роскошью концертных залов, маленькая девочка, которую играют целых две актрисы, сменяется великолепной Марион Котийяр проходят Первая Мировая война, Вторая, успех, трагическая любовь с Марселем Серданом и так до логического конца. Понятно, что уместить полвека в два с половиной часа задача не из легких, но чрезмерные временные скачки поначалу сильно раздражают хоть конец и известен заранее неплохо было бы сохранить некую интригу. Правда, к середине фильма режиссёр, похоже, это понимает сам и надоедливые титры «где» и «когда» выстраиваются в подобие геометрической фигуры, задевающей основные события жизни Эдит Пиаф.
Все было очень даже прелестно, если бы не та чрезмерная сентиментальность, с которой подано происходящее впрочем, это вопрос уже, скорее, к биографам, нежели кинематографистам. Чаще всего это не чувствуется, благодаря актёрам, потому что Даан собрал цвет французского кинематографа судите сами, помимо заглавной Марион Котийяр: Эммануэль Сенье, Паскаль Грегори и вездесущий Жерар Депардье.
Расписывать работу Котийяр можно очень долго, в конечном счёте, всё это сводится к известному тезису «играй одноногую лесбиянку и получишь награду». До таких крайностей, конечно, не доходит, но превращение грациозной красавицы Марион в, мягко скажем, непривлекательную Эдит Пиаф, никакой другой трактовки не оставляет. Даром, что талант и остроумие певицы создают потрясающий эффект сильной женщины на деле всё куда сложнее, и Котийяр, за что ей вполне заслуженные призы, удивительным образом передаёт это. Константин Сергеевич бы наверняка одобрил.
Остальные именитости делают то, что делали на протяжении последних 20, а то и 30 лет разыгрывают первоклассную французскую драму. Паскаль Грегори в роли вечного менеджера Пиаф находится в общей тени, в те же редкие моменты, когда камера выхватывает его образ, он выразительно молчит, хмурится и выдает немногочисленные реплики психологизм, при его-то актерском мастерстве, обеспечен. Эммануэль Сенье повезло значительно больше ей выпала роль страдающей французской женщины, которая заботится о малышке Эдит всё это сводится к слезам, крикам и прочим эмоциональностям, если вы хоть раз видели страдающую французскую женщину в кино, то непременно поймёте, о чём речь. И, чтобы окончательно закрепить статус картины, на сцене появляется Жерар Депардье. Актёр, сыгравший почти две сотни ролей, священный монстр французского кинематографа и так далее в фильме появляется ровно на 15 минут, чтобы показать Эдит путь к славе, наречь Воробушком и умереть при невыясненных обстоятельствах. Вполне достойное применение актёру масштаба Депардье, иначе бы он перетянул всё одеяло внимания на себя, так всегда случается. К счастью, Даан оказался достаточно прозорливым.
Что не отменяет других его качеств. Предыдущим фильмом Даана были «Багровые реки 2», видимо, там сформировался его маленький пунктик делать крупные планы подрагивающим хэндикамом. Эффект от этого уничижающий актёры в драматическом накале, что само по себе производит сильное эмоциональное воздействие, так ещё и дрожащий экран создаётся впечатление, что сейчас всё бабахнет, но нет план меняется и появляется глупый вопрос зачем? Поскольку в основе любого байопика лежит драма, которая строится преимущественно на крупных планах, привнесение характерной для экшена ручной камеры, ещё и трясущейся, выглядит немного нелепо, тем более, когда на руках такие актёры. Зато на общих планах Даан дает класс и делает любимый эффект всех фотографов расфокус на переднем плане, панорамы же, увы, немногочисленные, получаются просто великолепными, почти новый Ангелопулос.
Говорить о звуковом оформлении «Жизни в розовом цвете», признаться, как-то неловко. Что можно сказать о саундтреке, состоящем из двух десятков песен Эдит Пиаф? Наверное, лишь глупо пошутить, добавив слово «шансон», однако кто знает, что такое настоящий шансон, могут оскорбиться так что лучше пристойно промолчать, упомянув лишь один незначительный пустяк. Картина, как и пара десятков других, заканчивается Non, je ne regrette rien песней, без дураков, хорошей, но затасканной донельзя и то, что она использована в картине про её исполнителя, выглядит довольно слабым утешением.
В какой-то мере, структура картины со всеми её плюсами и минусами отражает жизнь Эдит Пиаф гораздо точнее и более изощрённо, нежели происходящее на экране. Безмерный талант певицы сопоставим с колоссальной актёрской отдачей, бесчисленные же глупости Пиаф с режиссёрскими недоразумениями и то, и другое неразделимо, как части жизни самой Эдит, и в этом роде «Жизнь в розовом цвете» конечно, идеальный фильм. После которого хочется немедленно обзавестись пластинками Эдит Пиаф и даже мемуарами, чтобы посмотреть уже во всеоружии ещё раз.
До встречи в кино.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Комментарии
Согласна с прекрасными отзывами о фильме, но ради бога, подскажите пожалуйста, как назывался фильм об Эдит Пиаф, который был в прокате 20 лет назад?Цветной, очень музыкальный, не менее трагичный, по-моему французский
|