Главная | Рецензии | «И грянул гром» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«И грянул гром»

Отличный фантастический бурлеск по рассказу Брэдбери

Роман Волобуев, «Афиша»

«И грянул гром» (A Sound of Thunder)

A Sound of Thunder
США, Чехия, Германия, 2005
Режиссер Питер Хайамс
В ролях Бен Кингсли, Эдвард Бернс, Катрин МакКормак



В 2055 году вернулась мода на твид и широкополые шляпы, животные вымерли, а человек научился путешествовать в прошлое. Чикагский микробиолог Трэвис (Бернс) мечтает синтезировать льва, а чтобы оплачивать эти исследования, служит ученым гидом в сомнительном «Сафари во времени». Еле сдерживая отвращение, он сопровождает богатых дураков в мезозой, следит, чтобы они там не наследили, а после охоты какая-нибудь девица из высшего общества, перевозбудившись от стрельбы по тираннозавру, обязательно стучится к нему — в общем, черт возьми, для серьезного ученого это и правда должно быть довольно унизительно. Потом нервный клиент сходит с тропы и наступает — на что он там наступает, вы будете смеяться, остается секретом до последней четверти фильма.

Питер Хайамс («Козерог-1», «Узкая грань») — ремесленник в самом превосходном смысле этого почтенного слова — за свою 50-летнюю карьеру не лажанулся, кажется, ни разу (притом что он делал, подумать страшно, продолжение «Космической одиссеи»). И не его вина, что запустившая «Гром» студия обанкротилась, недоснятый фильм достался кредиторам и те решили сэкономить. В кино с декорациями на $50 млн должно быть еще на столько же компьютерной графики, а здесь всех угрей-людоедов, всех не поддающихся осмыслению ящеромакак и многое другое (включая превращение английской артистки МакКормак в милейшую усатую амфибию) нарисовали, наверное, за столько, за сколько Спилберг себе делает титры. Решение, губительное с точки зрения кассы (в Америке фильм собрал совсем какие-то копейки), в художественном смысле дало совершенно животворный эффект. «Гром» c его экономными общими планами, где каждый пиксел на счету, а город будущего элементарно спроецирован на стенку за спиной героев, на фоне большинства современной sci-fi-продукции не просто выигрывает — он кажется зачарованным гостем из прошлого. Легко даже сказать, из какого именно прошлого — c рубежа 70-х и 80-х, из золотого века американской кинофантастики, времени рождения «Чужого» и «Терминатора», времени, когда фантазия бежала впереди возможностей, заставляя техников тянуться за лириками, а не наоборот. Даже сюжет здесь скроен по тому же милому варварскому принципу, по которому когда-то к возмущению книголюбов из пяти страничек Ф.-К.Дика получалось «Вспомнить все», а из двух страниц Шекли — «Бегущий человек». И ничего кроме жалости не вызывают люди, которым обязательно надо знать, почему охотники, улетевшие стрелять тираннозавра во вторник, не встречают тех, кто стрелял его же в понедельник (это, к слову, объяснено у Брэдбери); или же ноющие, что здоровенный артист Бернс не похож на микробиолога. Пусть скажут спасибо, что «Гром» и правда не сняли в 1985-м: тогда в нем с почти стопроцентной вероятностью играл бы очень похожий на микробиолога молодой Шварценеггер. Что молодой Шварценеггер тут не играет — единственное, о чем всерьез жалеешь, сидя в зале. Все остальное в своем роде идеально.