Главная | Рецензии | «Параграф 78: Пункт II» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , кроме того, собственно говоря, всё.


«Параграф 78: Пункт II»

Приступить к самоуничтожению

Борис Тух, «Postimees»

«Параграф 78: Пункт II»

Россия, 2007
Режиссер Михаил Хлебородов
В ролях Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Григорий Сиятвинда, Анастасия Сланевская



Жадность фраера погубит. Если бы продюсеры из Central Partnership вместо того, чтобы делить 3 часа 10 минут смонтированного вчерне материала на два фильма, вырезали бы из него минут тридцать и пустили одной серией, картина получилась бы просто отличная. Сейчас «Параграф 78» (с пунктом 2 или без него) — всего-навсего демонстрация того, что в России вполне могут делать вполне приличное остросюжетное жанровое кино.

Время действия — не столь далекое будущее. Ведущие роли в мире играют Панамериканские Соединенные Штаты (от Аляски до Магелланова пролива), Россия, Евросоюз и Азиатская Конфедерация (очевидно, Япония, Китай, Корея и прочие Сингапуры с Таиландами).

Разоружение идет полным ходом, оружие массового поражения под запретом, однако есть мнение, что кто-то из держав тайком нарушает запрет, и потому Россия где-то на севере держит сверхсекретную базу: ракеты плюс лаборатория по разработке боевого вируса. И в лаборатории происходит катастрофа.

Будущее — условность. Причина трагедии — та самая параноидальная подозрительность, с которой мы сталкиваемся сегодня.

Правительство не доверяет партнерам по договору; военное командование не доверяет великолепной семерке экс-спецназовцев, которых возвращают в строй, так как кроме них некому спасать державу то ли от неизвестной эпидемии, то ли от позора. Кого вытаскивают из тюрьмы, кого задерживают аккурат в момент преступной сделки, кого находят в глуши…

Когда-то эти ребята крупно повздорили с командиром и швырнули ему под ноги свои смертные жетоны — нашейные бляхи на цепочках. Теперь он заново собирает их.

Но конфликт только затаился: отношения внутри группы сложные. Используют спецназовцев втемную. Сопровождающий их специалист, Доктор, утаивает от бойцов все, что можно, но и то, что нельзя утаивать. А тут еще любовный треугольник…

Первую серию пресса успела смешать известно с чем, не дождавшись второй, которая расставляет все точки над i. Мол, невооруженным взглядом видны заимствования из DOOM, «Чужих-2», «Обители Зла». («Великолепную семерку» почему-то не упомянули; наверно по молодости лет не смотрели.) Да, все это в «Параграфе 78» есть. Более того, можно назвать еще «Солдата Джейн» и Лару Крофт: в спецгруппе есть роскошная девушка лет 30 по прозвищу Лиса (Анастасия Сланевская) — рост под метр восемьдесят, чувственный рот, бездонные глаза, короткая солдатская стрижка ей к лицу.

Любит одного, Скифа (Владимир Вдовиченков), живет с другим, командиром группы Гудвином (Гоша Куценко), которого тоже любит, но не так, как Скифа, и потому превращает семейную жизнь в ад.

Картина только прикидывается «экшном». На самом деле это психологическая драма: все, что случается с героями, вытекает из их характеров и отношений, проработанных очень точно. А характеры раскрываются по ходу действия.

В основе, психология и… духовность. Не удивляйтесь, но и трое главных героев, «хороший плохой парень» Гудвин, просто хороший Скиф и жесткая — не попадись под горячую руку — Лиса, и прочие: неразлучные друзья Люба (Станислав Дужников) и Спам (Анатолий Белый) и молчаливый Пай (Азиз Бейшеналиев) с его самурайским мировоззрением — люди с богатым и сложным духовным миром.

И это — очень по-русски. (Финальный монолог Лисы вообще чуть ли не из чеховских «Трех сестер», но она имеет право на это!)

Режиссер Михаил Хлебородов умеет быть кратким и исчерпывающим: каждый кадр, каждая реплика в картине информативны, пустых сюжетных ходов нет вообще; даже противозачаточные таблетки Лисы несут важную сюжетную нагрузку. И он же умеет растягивать время, нагнетая напряжение.

Группа заразилась вирусом, старый антидот бесполезен. Параграф 78 секретной инструкции требует, чтобы бойцы самоликвидировались. Жить им осталось недолго, и они решают погибнуть так, как жили. В смертельных поединках друг с другом. Соперников определяет жребий.

Время словно останавливается: никто не хочет умирать, каждый оттягивает неизбежное. И зрителю ужасно не хочется, чтобы эти ребята погибли. Кроме одного: криминальный тип Фестиваль (Григорий Сиятвинда) действует на нервы и партнерам, и публике на протяжении всей картины, и уж его-то следует замочить, идя навстречу пожеланиям трудящихся.

Бои сняты великолепно. Причем парни бьются не просто так, а в полном соответствии со своими характерами. Честный и красивый поединок благородных рыцарей. Жестокая схватка без правил двух искушенных убийц. И самоубийство неразлучных друзей, чьи смертные жетоны переплелись цепочками, предопределив их схватку.

Парни встречают смерть с великолепным черным юмором. И без патриотических монологов: родина в очередной раз их подставила, но они знали: это входило в правила игры. И оставались настоящими мужчинами не для нее. Для себя.

Кто спасся — промолчу. Увидите сами.