Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Параграф 78: Пункт II»Приступить к самоуничтожению
Борис Тух, «Postimees»
Россия, 2007
Режиссер Михаил Хлебородов
В ролях Гоша Куценко, Владимир Вдовиченков, Григорий Сиятвинда, Анастасия Сланевская
Жадность фраера погубит. Если бы продюсеры из Central Partnership вместо того, чтобы делить 3 часа 10 минут смонтированного вчерне материала на два фильма, вырезали бы из него минут тридцать и пустили одной серией, картина получилась бы просто отличная. Сейчас «Параграф 78» (с пунктом 2 или без него) всего-навсего демонстрация того, что в России вполне могут делать вполне приличное остросюжетное жанровое кино.
Время действия не столь далекое будущее. Ведущие роли в мире играют Панамериканские Соединенные Штаты (от Аляски до Магелланова пролива), Россия, Евросоюз и Азиатская Конфедерация (очевидно, Япония, Китай, Корея и прочие Сингапуры с Таиландами).
Разоружение идет полным ходом, оружие массового поражения под запретом, однако есть мнение, что кто-то из держав тайком нарушает запрет, и потому Россия где-то на севере держит сверхсекретную базу: ракеты плюс лаборатория по разработке боевого вируса. И в лаборатории происходит катастрофа.
Будущее условность. Причина трагедии та самая параноидальная подозрительность, с которой мы сталкиваемся сегодня.
Правительство не доверяет партнерам по договору; военное командование не доверяет великолепной семерке экс-спецназовцев, которых возвращают в строй, так как кроме них некому спасать державу то ли от неизвестной эпидемии, то ли от позора. Кого вытаскивают из тюрьмы, кого задерживают аккурат в момент преступной сделки, кого находят в глуши
Когда-то эти ребята крупно повздорили с командиром и швырнули ему под ноги свои смертные жетоны нашейные бляхи на цепочках. Теперь он заново собирает их.
Но конфликт только затаился: отношения внутри группы сложные. Используют спецназовцев втемную. Сопровождающий их специалист, Доктор, утаивает от бойцов все, что можно, но и то, что нельзя утаивать. А тут еще любовный треугольник
Первую серию пресса успела смешать известно с чем, не дождавшись второй, которая расставляет все точки над i. Мол, невооруженным взглядом видны заимствования из DOOM, «Чужих-2», «Обители Зла». («Великолепную семерку» почему-то не упомянули; наверно по молодости лет не смотрели.) Да, все это в «Параграфе 78» есть. Более того, можно назвать еще «Солдата Джейн» и Лару Крофт: в спецгруппе есть роскошная девушка лет 30 по прозвищу Лиса (Анастасия Сланевская) рост под метр восемьдесят, чувственный рот, бездонные глаза, короткая солдатская стрижка ей к лицу.
Любит одного, Скифа (Владимир Вдовиченков), живет с другим, командиром группы Гудвином (Гоша Куценко), которого тоже любит, но не так, как Скифа, и потому превращает семейную жизнь в ад.
Картина только прикидывается «экшном». На самом деле это психологическая драма: все, что случается с героями, вытекает из их характеров и отношений, проработанных очень точно. А характеры раскрываются по ходу действия.
В основе, психология и
духовность. Не удивляйтесь, но и трое главных героев, «хороший плохой парень» Гудвин, просто хороший Скиф и жесткая не попадись под горячую руку Лиса, и прочие: неразлучные друзья Люба (Станислав Дужников) и Спам (Анатолий Белый) и молчаливый Пай (Азиз Бейшеналиев) с его самурайским мировоззрением люди с богатым и сложным духовным миром.
И это очень по-русски. (Финальный монолог Лисы вообще чуть ли не из чеховских «Трех сестер», но она имеет право на это!)
Режиссер Михаил Хлебородов умеет быть кратким и исчерпывающим: каждый кадр, каждая реплика в картине информативны, пустых сюжетных ходов нет вообще; даже противозачаточные таблетки Лисы несут важную сюжетную нагрузку. И он же умеет растягивать время, нагнетая напряжение.
Группа заразилась вирусом, старый антидот бесполезен. Параграф 78 секретной инструкции требует, чтобы бойцы самоликвидировались. Жить им осталось недолго, и они решают погибнуть так, как жили. В смертельных поединках друг с другом. Соперников определяет жребий.
Время словно останавливается: никто не хочет умирать, каждый оттягивает неизбежное. И зрителю ужасно не хочется, чтобы эти ребята погибли. Кроме одного: криминальный тип Фестиваль (Григорий Сиятвинда) действует на нервы и партнерам, и публике на протяжении всей картины, и уж его-то следует замочить, идя навстречу пожеланиям трудящихся.
Бои сняты великолепно. Причем парни бьются не просто так, а в полном соответствии со своими характерами. Честный и красивый поединок благородных рыцарей. Жестокая схватка без правил двух искушенных убийц. И самоубийство неразлучных друзей, чьи смертные жетоны переплелись цепочками, предопределив их схватку.
Парни встречают смерть с великолепным черным юмором. И без патриотических монологов: родина в очередной раз их подставила, но они знали: это входило в правила игры. И оставались настоящими мужчинами не для нее. Для себя.
Кто спасся промолчу. Увидите сами.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
|