Главная | Рецензии | «Королева» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, купить лайки facebook украина и россия недорого можно на этой странице и, кстати, собственно говоря, всё.


«Королева»

Тайны Виндзорского двора

Игорь Потапов, «Известия»

«Королева» (The Queen)

The Queen
Великобритания, Франция, Италия, 2006
Режиссер Стивен Фрирз
В ролях Хелен Миррен, Сильвия Симс, Майкл Шин, Джеймс Кромвелл



Строго говоря, загадочная гибель разведенной принцессы в парижском тоннеле вынесена за скобки, в пролог фильма. Герои картины Стивена Фрирза «Королева» — сама Елизавета Вторая, ее родственники и приближенные, а также свежеиспеченный премьер Тони Блэр со своими соратниками. Для них смерть Дианы — свершившийся факт. Теперь всем им предстоит организовать достойные проводы принцессы, которая формально уже перестала быть одной из Виндзоров, но на самом деле оказалась любима британцами гораздо больше, чем другие члены королевской семьи.

До сих пор британской королеве не очень-то везло с появлением на экранах: Елизавету Вторую охотно превращали в объект для насмешек во всевозможных комедиях, даже в российском кино (в недавнем фильме Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной» владычицу Британии и вовсе похищали молдавские цыгане для того, чтобы Леонид Брежнев признался ей в любви), но вот серьезных фильмов про нее пока еще не было. Фильм Фрирза — первая попытка представить жизнь современной британской монархии изнутри, без скандальных подробностей, но и без чрезмерного преклонения перед тайниками царственных душ. Конечно, забавно и поучительно посмотреть на королеву Англии в домашней обстановке — как она водит «Лендровер», возится с любимыми собаками, пьет чай с бисквитом или смотрит телевизор, не вылезая из кровати. Но, будучи даже монархом конституционным, без особого права вмешиваться в политическую жизнь страны, она должна иногда принимать решения, отражающиеся на самочувствии всей нации.

Смерть принцессы Дианы делит королевскую семью надвое. Аристократы старой закалки — сама Елизавета Вторая (Хелен Миррен), королева-мать (Сильвия Симс), принц Филип (Джеймс Кромвель) — желают устроить все как можно тише. Похороны матери будущего английского короля — дело частное, семейное и должно таким оставаться. Принц Чарльз (Алекс Дженнингс), которому пресса изрядно потрепала нервы еще при жизни Дианы, гораздо лучше понимает правила «игры на публику» и умоляет свою мать совершить ну хоть какой-нибудь символический жест, хотя бы приспустить флаг над Букингемским дворцом. Съевший собаку на политическом пиаре Тони Блэр (Майкл Шин) с тоской читает заголовки таблоидов о том, что у королевы нет сердца, и пытается хоть как-то спасти лицо монархии, раз уж сама монархия не может о себе позаботиться. При этом королевская семья всячески показывает Блэру, что он для них — парвеню и выскочка и таким останется («я, милок, уже десятерых премьеров пересидела», — говорит ему королева на первой же аудиенции); жена Блэра, Черри, приговаривает, что «так этим снобам и надо», а рейтинг народного доверия к Ее Величеству стремительно падает.

На глазах у зрителя частная трагедия превращается в медиа-событие всемирного масштаба, а «основанный на реальных событиях» фильм поднимается до ранга философского исследования о власти масс и тирании общественного любопытства. Британская королева, наследница тысячелетней монархии, оказывается заложницей «желтых» газет и новостных программ. Она внезапно осознает, что времена изменились и даже коронованным особам надо подчиняться неписаным законам шоу-бизнеса: если уж ты оказался на вершине, будь любезен — покажи достопочтенной публике все, что у тебя есть, всю подноготную, все сокровенные переживания. То, что королева заняла свой пост не добровольно, а по праву наследства, то, что воспитана она в чопорных традициях вековой давности и все в ней сопротивляется необходимости горевать напоказ, превращает фильм Фрирза в драму почти шекспировского масштаба.

Недаром ведь вступительные титры предваряет цитата из «Генриха Четвертого» Шекспира: «Не знает сна лишь государь один». Фрирз научился у своего великого соотечественника задавать серьезные вопросы о природе власти без ущерба для увлекательности сюжета. Разница лишь в том, что в шекспировских пьесах короли и герцоги «вели за корону смертный бой», лично участвуя в кровопролитных сражениях, а властителей сегодняшнего мира в минуты кризиса ожидает не орда врагов с мечами, а толпа представителей прессы с камерами и микрофонами наизготовку. Фильм Фрирза просто пытается показать — выйти к жадным до подробностей журналистам не легче, чем отправиться на поле боя. Как говорилось в другом фильме, «что-то героическое в этом есть».