Главная | Рецензии | «Блюз опадающих листьев» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, недорогие горящие туры на Сейшелы на 2018 год здесь и, разумеется, собственно говоря, всё.


«Блюз опадающих листьев»

Приятная тихая музыка

Катерина Тарханова, «Фильм.Ру»

«Блюз опадающих листьев»

Россия, 2006
Режиссер Александр Михайлов
В ролях Евгения Добровольская, Светлана Немоляева, Игорь Черневич, Юлия Рутберг



Перехваливать не след, но и манкировать было бы глупо. «Блюз опадающих листьев» — спокойный, скромный камерный детектив с качественной историей, где сходятся концы (сценарист Александр Агашин), с точными декорациями и костюмами (художник Виктор Юшин), съемками без брака и неряшливости (оператор Михаил Суслов), с органичными актерами на своих местах. Он не претендует на звание «блокбастера», но в этом и заслуга. Детектив есть детектив, и на сей раз он сделан без тошнотворных закосов под Запад в стиле евроремонт.

Симпатичная библиотекарша (Евгения Добровольская) имеет в неплохом доме престарелых вздорную маму (Светлана Немоляева), в милиции — вечно занятого мужа, которого выгнала (Игорь Черневич), в квартире — кошку, которая сбежала. Однажды к ней является нотариус (Сос Саркисян) и сообщает, что некие Фомичевы оставили ей в наследство все свое движимое и недвижимое имущество. Она никаких Фомичевых не знает, поначалу боится и не верит, но наследство реально состоит из огромной квартиры в Высотке на Котельнической, счета в банке и «Мерседеса». Покойник когда-то был членом ЦК. При этом условие лишь одно — квартиру не продавать, не сдавать, а жить в ней самостоятельно и «ухаживать за всеми живыми существами до их смерти». Библиотекарша пристает к маме с этими Фомичевыми, та упорно отнекивается, у папы тоже таких родственников не было, но он давно бросил семью и где теперь — неизвестно, а при визите в квартиру никаких «живых существ» не обнаружено.

Все это очень странно, но не отказываться же, и библиотекарша подписывает документы и переезжает с намерением все выяснить. Еще до этого за ней на улицах следил черный мотоциклист, а в первую же ночь на кровать запрыгивает черный кот, которого раньше не было. Вскоре объявится кое-кто еще, но это вовсе не мистика. Это именно детектив про убийство, снятый в чуть-чуть стилизаторской манере, обусловленной законом жанра. Тем не менее, «Блюз опадающих листьев» говорит о реальности — о психологической реальности, закономерно присущей мисс Марпл и комиссару Мегрэ, и позднесоветским теледетективам с Бурковым и Васильевой или Александрой Захаровой, которые давали в сто раз больше советской действительности, чем программа «Время». Фильм не пытается убедить нас, что «все это было», но знает, как убеждать, что «все это могло быть». В нем точно прописаны отношения мать-библиотекарша-муж и кое-что еще, что будет развиваться. В нем просто, но монтажно грамотно переданы страхи, узнавания, сомнения и прочие эмоции библиотекарши по ходу действия. Конкретная топография Москвы. Вполне узнаваемый быт: в таких квартирах, как у библиотекарши, большинство из нас проживает, а в таких, как в Высотке — бывали, знаем. Ни зарплата, ни одежда, ни еда, ни машины с интерьерами — ничего не высосано из пальца.

Но, только когда люди на площадке работают по профессии, заняты собственным делом, и возможен неугасающий интерес детектива: «а чем кончится». И тут все тоже правдоподобно, так как фильм, с одной стороны, не чужд общеизвестной интеллектуальной игры в «запертую комнату», а, с другой стороны, вполне определенно относится к нашему прошлому и настоящему. Он знает связь СССР и сегодняшних безобразий, и времена сходятся друг с другом достаточно органично, без сенсационных дешевок. Даже в детективе они прожиты по-взрослому. Благодаря этому «чем кончится» получает все необходимые и достаточные мотивации. К сожалению, нельзя конкретизировать, но в истории ЦК мы знаем довольно случаев, когда…, когда… и когда… Здесь они просто склеились воедино.

Раньше такие фильмы винили за «мелкотемье», «старомодность», «традиционность», «стереотипность». Ну, да, по-осеннему несколько вялый и театрально-декадентский «Блюз опадающих листьев» — это стандарт. Так по нынешним временам стандарт в нашем кино — это уникум.