Главная | Рецензии | «Кофе и сигареты» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Кофе и сигареты»

Фильм уютный, обаятельный и абсолютно бессмысленный

Артём Инджикян, «КиноКафе»

«Кофе и сигареты» (Coffee and Cigarettes)

Coffee and Cigarettes
США, 2003
Режиссер Джим Джармуш
В ролях Стив Бушеми, Кейт Бланшетт, Альфред Молина, Билл Мюррей



На протяжении полутора часов зрителю демонстрируется одиннадцать никак не связанных между собой и совершенно бессмысленных сценок с участием разных известных (и не очень) людей, которые, как и предполагает название фильма, в основном, пьют кофе и курят сигареты.

Если присмотреться, можно заметить, что сюжет в каждом из эпизодов всегда один и тот же: два человека пытаются начать разговаривать, но им что-то мешает, и разговора не получается. Можно искать в этом глубинный смысл, но, очевидно, это просто концепт — такой же, как чёрно-белая плёнка или шахматная раскраска столов и чашек.

В фильме есть главное — атмосфера, а также очень много моментов, которые просто приятно смотреть. Альфред Молина в образе самого себя сообщает Стиву Кугану, что приходится ему кузеном и очень радуется этому факту. Стив Бушеми в образе официанта в кафе рассказывает двум посетителям бредовую историю про брата-близнеца Элвиса Пресли. Музыканты из The White Stripes запускают «Катушку Тесла» — некий агрегат, сильно напоминающий приборы из старинных фантастических фильмов. Билл Мюррей, в исполнении самого себя («Bill “Groundhog Day, Ghost Busting Ass” Murray»), пьёт кофе прямо из кофейника...

Разумеется, абсолютно никакого смысла во всём этом нет, но здесь как раз и сосредоточена притягательность фильма. Он сам, как кофе и сигарета: просто приятное занятие без каких-нибудь лишних мыслей о последствиях. «Кофе и сигареты», в некотором роде, являются современной киноверсией «Чёрного квадрата» Малевича — всё ясно и просто, но что-то в этом есть...

Кто-то из великих, отвечая на вопрос, почему люди ходят в кино, сказал примерно следующее: «Потому что в жизни нет смысла, а в кино — есть». Джим Джармуш снимал своё детище целых восемнадцать лет, начав в 1986 году со сценки с Роберто Бениньи и Стивеном Райтом. Только пройдя такой длинный путь, попутно заслужив уважение другими своими работами, можно с полным пониманием происходящего заявить во всеуслышание, что смысла нет и в кино. С этим можно спорить или соглашаться, во всяком случае, Джармуш уже достиг того статуса, когда дозволительно высказывать подобные мысли.

В целом, фильм уютный, обаятельный и абсолютно бессмысленный, очаровывающий своей простотой и наличием большого количества приятных личностей, но он таит в себе опасность: после его просмотра действительно хочется выпить кофе и покурить.





Комментарии


outoftime (гость) — 1 февраля 2006, 18:26  #

Название как никогда отражает смысл. Главные персонажи — кофе и сигареты. А все знаменитые актеры, режиссеры, музыканты — в эпизодах.

В каждой маленькой истории герои (сестры, братья, старые друзья, знакомые и незнакомые друг другу люди) испытывают неловкость (такая знакомая неловкость). Они давно не виделись, плохо понимают друг друга, обижаются, ругаются, молчат. Спасают кофе и сигареты. Собственно употребление, а так же разговоры о вредности их сочетания, особенно по утрам. После коротких бесед неловкость сменяется своего рода облегчением, потому что собеседник непременно уходит, и самое время закурить (даже если ты давно бросил) и допить под приглушенные струящиеся звуки джаза остывший кофе…

Чин-чин… Джими Джармуш…


Anzhe (гость) — 7 февраля 2006, 19:41  #

Кофе и сигареты — это как чай и печенье или пиво и чипсы, если уж совсем упростить. Это фон, предлог, а может быть и защита в неловких ситуациях. И можно бесконечно говорить о том, зачем Джармуш выпустил этот сборник спустя столько лет, или о том, пародийное это кино или грустное. Все это вместе и есть "Кофе и сигареты". Это очень удобный и интересный формат, перекликающийся со сборниками "На 10 минут старше", но в отличие от них не ограниченный одной темой и подразумевающий более легкую форму. Конечно, этот ход Джармуша рассчитан на более широкого зрителя, которого можно заинтересовать только сборником, в аннотации которого написано, что съемки велись более 20 лет. И здорово, что кому-то фильм кажется веселым, а кому-то грустным, кто-то засыпает во время сеанса, а кто-то (как мы, например) не может удержаться, чтобы не выпить чашечку крепкого черного кофе и не выкурить хорошую сигаретку сразу же после просмотра. И все это означает лишь одно — Джармуш попал в точку!


Veshalka (гость) — 22 февраля 2006, 14:59  #

Каждый из маленьких сюжетов фильма собрал в себе все то, что остальные фильмы расхватали и разбили на сотни историй. В том-то и уникальность фильма: краткость и никаких поучений при самых «живущих» ситуациях. Ничего не объясняют дополнительно. Иногда смотришь фильм, боясь громко сглотнуть, чтоб не дай бог не пропустить хоть один звук, а в конце понимаешь, что все скатилось к типичной развязке, которой не сговариваясь пользуются сценаристы как заунывных сериалов, так и триллеров про «человека-мышцу» — чтоб скучно не было. В «Кофе и сигаретах» ничто не заканчивается, а вся философия фильма основана на том, что ее можно видеть, а можно игнорировать. Фильм строится сам, и только таким, каким вы его себе представляете.

Можно не думать даже о том, что все истории фильма – о неловких разговорах далеких друг другу людей, будь они хоть лучшими друзьями, хоть актерами, первый раз встретившимися в кафе. Можно проигнорировать обстановку каждого из заведений, не заметив шахматного рисунка столиков, и не фокусировать внимание на чашках, из которых пьют герои, хотя «обстановку» каждого стола показывают крупным планом. Если не хочется, то не стоит думать о том, что тем, сколько кофе выпил кто-то из собеседников, как постучал ложкой по блюдцу и в какую руку взял сигарету, измеряется весь человек, и рассказывается вся его сущность. Зато над тем, как кто-то неудачно подобрал слова для диалога, придется улыбнуться. А после этого уже можно не замечать дальше. Того, что весь фильм пронизан шестидесятыми: от музыки, с которой он начинается, и черно-белых цветов, до обстановок кафе и особенностей юмора собеседников. А если не видеть духа шестидесятых, то не получится заметить и точного указания на время в виде сотовых телефонов и долларов нового образца.

Ненавязчивый фильм. Не нравится что-то? Не устраивает идеология? Да и нет ее – это просто зарисовки в черно-белом цвете, а вы здесь разве что-то еще усмотрели? И цикличности никакой нет, и фразы не живут, перелетая из уст одних героев в уста других. Но есть то, чего не заметить нельзя, потому что это чувствуешь и испытываешь гордость: нет ни секунды, которую можно было бы стандартизировать, и если видишь мужчину и женщину, то это не значит, что… А что-то должно значить? Стойте, это всего лишь черно-белые зарисовки.


Артур (гость) — 30 августа 2009, 22:21  #

Артём Инджикян, Вы написали полный бред. Ваша рецензия — абсолютная бессмысленность, так как Вы ничего не поняли из фильма. Лучше сидите и молчите. Смотрите фильмы и своё мнение придерживайте при себе.

Суть фильма заключается в том, что у людей должно быть что-то общее для совместного сосуществования, продолжения рода, бизнеса и т.д. Когда они находят общее, как показано на примере кофе и сигареты, люди находят общий язык и продолжают… А когда человек, актёр предлагает выпить чаю и отказывается от сигареты…

Учите мат часть.