Главная | Рецензии | «Сволочи» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, и, разумеется, собственно говоря, всё.


«Сволочи»

Китч, подделывающийся под военную драму

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Сволочи»

Россия, 2006
Режиссер Александр Атанесян
В ролях Владимир Кашпур, Андрей Панин, Андрей Краско, Александр Головин



В разгар Великой Отечественной органы устраивают в Закавказье тренировочный лагерь для малолетних рецидивистов. Под руководством полковника Вишневецкого (Панин) — самого по этому случаю выпущенного из заключения — и нескольких профессиональных диверсантов полсотни трудных подростков должны подготовиться к самоубийственным спецоперациям. Подростки такой перспективе рады не очень: дерутся, матерятся и норовят слинять, но Родина свое возьмет.

Поскольку объективность требует везде находить не только дурное, но и хорошее, следует отметить: «Сволочи» идут всего полтора часа. Час пятнадцать описываются лагерные будни, последние четверть часа отведены собственно на диверсию. После премьеры возник бессмысленный скандал по поводу достоверности происходящего (и писатель Кунин отчего-то нехотя признался, что все выдумал), но вопросы и вправду есть. Например: какого рожна чекисты вообще решили прикладывать невероятные усилия, тренировать, охранять и затем посылать на важнейшие операции именно детей? От недостатка штрафбатов? Из какого-то специального мазохистского людоедства? Или, скажем: зачем городить такой огород, если секретный немецкий центр, где хранится стратегический запас топлива, охраняется как провинциальная овощебаза? Точнее, вообще не охраняется: заходишь тихонько, кидаешь спичку и бежишь со всех ног. Или вот — глупо, но все-таки: каким, в принципе, образом выживает ребенок, которого разрывает мина, накрывает лавина, и все это происходит в горах, в глубоком тылу противника?

Впрочем, ладно, художественные условности. Но ни в советском приключенческом кино, которое, очевидно, так любо создателям фильма, ни в импортной «Грязной дюжине», откуда они мягко позаимствовали сюжет, условность не распространялась на характеры. Ну то есть, грубо говоря, надо же за кого-то волноваться. Между тем ровно в середине фильма я вдруг осознал, что из многочисленных героев различаю только артиста Панина, артиста Краско (потому что у них лица знакомые) и одного беспризорника (потому что он самый маленький и все время щурится). Ближе к концу выучил еще троих. В итоге даже те элементарные и раз за разом повторяющиеся драматические коллизии, которые выдумал писатель Кунин (дети выясняют отношения, на тренировке кто-нибудь погибает, Краско добродушно шевелит усами, Панин с неизменным мастерством симулирует душевное волнение), теряют малейший смысл. Не то что «никого не жалко» — жалеть попросту некого.

Хотя и это полбеды, положим. Но черт возьми, что происходит в голове у человека, который долго держит такой крупный план: белое-белое лицо 14-летнего мальчика, распластавшегося в снегу, глаза закрыты, из носа течет алая-алая струйка крови. Мальчик умер. За кадром набирает силу лирическая мелодия Аркадия Укупника.

Хотя что там. Вот вы бы видели финал.





Комментарии


Scout71 (гость) — 13 февраля 2006, 12:11  #

Вы для чего ходите в кино?
Если вас привлекают лихие герои-супермены, эффектно крошащие в капусту толпы врагов — не ходите на фильм "Сволочи". Если оцениваете кино по количеству и навороченности компьютерных спецэффектов — тоже не ходите.

А если вас интересуют характеры и судьбы, темы Добра и Зла, Свободы и Долга — тогда посмотрите этот фильм. Если вам случалось бороться за свою жизнь или спасать друга — посмотрите этот фильм. Если воспитываете подрастающего мужчину — посмотрите этот фильм вместе с ним.

Фильм жестокий, но не злой. Если понятна такая формулировка. Война в фильме — ужасна без всяких прикрас. Смерть — проста и непоправима, без пафоса и тем более зрелищности. Что касается "голливудской" зрелищности, то, кажется, режиссер сознательно удалил из фильма те эпизоды, где Владимир Кунин создал возможность для внешних эффектов. Герои — и взрослые, и дети — стопроцентно из жизни.
А какие горы, какой снег, какое напряжение при лазании по веревкам — до стона, до судорог, до хруста зубов! Поистине красивых кадров в фильме немало, перечислять все не вижу смысла. Несколько слов о сцене на перевалочном аэродроме… Впрочем, она выше всяких слов. Она выглядит апокалиптически. Не зря мальчишки там полуголые (как на рекламном постере). На полотнах классиков, изображавших Страшный Суд, люди, как известно, нагие. Это — некий символ. Оторванность, отрешенность от мира вещей. Встреча со своей сущностью.

Совершенно неважно, историчен фильм или фантастичен. При таком полностью милитаризованном, рационалистическом и безжалостном режиме, каков был сталинский, идея подобного использования несовершеннолетних преступников, мне кажется, лежала на поверхности. Было б удивительно, если бы она не воплощалась. Какая разница, сохранились документы или нет, так выглядели события или не совсем? Они могли выглядеть так, и этого достаточно.
Молодец режиссер, молодцы актеры, молодцы герои фильма.

И немного о гуманизме. Вы помните себя подростком? Я — помню. Могу сказать точно: подросток не очень сильно боится смерти. "Вышка" страшна не потому, что это смерть, а потому, что при этом утверждается — ты не нужен. В этом разница между "вышкой" и смертью в бою. Современным гуманистам пора научиться видеть разницу между биологическим выживанием и человеческим жизненным путем. Простите мои слова. Но я и на месте мальчишек предпочел бы безнадежный бой всем прочим видам смерти, и на месте взрослых отправил бы их в такой бой. Хотя в последнем случае, вероятно, застрелился бы позже… Потому что "ни любви, ни тоски, ни жалости" — это свыше человеческих сил.


Darth (гость) — 28 февраля 2006, 12:10  #

Есть в фильме какой-то сюжет, а вот какой — покрыто сумраком, как из «Дневного дозора». Злободневность темы оставляет желать лучшего, почему бы не разобрать тогда проблематику времен монгольского нашествия, все ж не так избито. Беспризорников во время войны хватало, только были те, которые на фронт рвались, вот о них, сколько не снимай, все мало не будет. А после убийства милиционеров я этих персонажей из списков представителей человечества вычеркнул.

Может, дело в том, что я как-то прочел повесть Симонова «Живые и мертвые». Там описывается, как приверженка старого режима отправила полуслепого сына в ополчение на верную смерть в 41-м; после этого меня таким мелковатым сюжетом не проймешь. Насчет лагеря и спецзадания, — это чушь. Был у них там местный подростковый авторитет, так вот с его внешностью только противоположные места занимать в тюремной иерархии. Больше всего сарказма вызвал немецкий офицер-гуманист с его причитаниями: «О, майн гот, это же дети». Для большего эффекта фоном ему надо было сделать дымящие крематории Освенцима и Треблинки. А потом он задал «вопрос года», причем и 43-го и нынешнего: «А откуда ж они взялись? Да еще с парашютами». Кстати, не рекомендую авторам самим сигать ночью в гористой местности, а то некому будет нас грузить такими фильмами. Манера финальной встречи позаимствована из советских фильмов о партизанах после войны. И опять я не понял, с чего это вдруг нормальные ветераны, должны собираться в этом богом забытом месте 9 мая, лагерь-то секретный был, да и для рецидивистов.

Резюме такое: поаккуратней надо как-то с тематикой Великой Отечественной, она ведь по-разному коснулась нашей страны и США, я-то думал, сценарист Кунин об этом знает. А то потом очередные открыватели глаз снимут фильм, как режиссер экспериментировал над «юными звездами» во время съемок «Сволочей».


Splinter (гость) — 15 мая 2006, 22:24  #

Самый лучший русский фильм всех времён и народов! Просто супер! Я трижды смотрела в кино, у меня есть DVD, саундтрек. Это просто гениально! Особенно игра Сашки Головина, такой талантливый парень!
И не надо наезжать на киношку, сколько раз я ходила, все мужики даже плакали. Это всё — таки о чём — то говорит, разве нет?


Колян(волчёнок) (гость) — 25 октября 2009, 10:37  #

я могу сказать о этом фильме одно , все мы , сволочи такие как они , и фильм показан точно так как я хотел увидеть его смотря первый ролик о выходе … этот фильм потресающий …