Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Письма с Иводзимы»Пещерная правда
Юрий Гладильщиков, «Русский Newsweek»
Letters from Iwo Jima США, 2006
Режиссер Клинт Иствуд
В ролях Ре Касе, Кен Ватанабе, Сидо Накамура, Цуеши Ихара
Номинировавшиеся на «Оскар» «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда выходят у нас 15 марта. Небольшим тиражом. И ополовиненными: Иствуд сделал дилогию, но первый из фильмов «Флаги наших отцов» у нас выпустить не решились. Резон прокатчиков понятен: дилогия, конечно, не массовая, много не заработаешь. Кроме того, «Письма с Иводзимы» можно смотреть как самостоятельное произведение. Сужу по себе: я посмотрел до «Флагов». Но, естественно, мы будем говорить про оба фильма. Тем более даем читателю нехорошую, но полезную наводку: «Флаги» в нашем не самом законопослушном государстве имеются.
«Письма с Иводзимы» про бессмысленную и беспощадную битву американцев с японцами за безлюдный остров в начале 1945 года стали третьей подряд картиной Иствуда (после «Таинственной реки» и «Малышки на миллион»), претендовавшей на два главных «Оскара» за лучший фильм года и лучшую режиссуру. Взял фильм лишь статуэтку за монтаж звуковых эффектов на большее и сам Иствуд явно не рассчитывал, понимая, что все считают: и так ему хватит! Как-никак два главных «Оскара» в начале 1990-х за «Непрощенного», а потом еще и за «Малышку».
Между тем 2006 год, возможно, останется в киноистории только благодаря Иствуду. Из всей дилогии лучше всего первые 40 минут «Писем с Иводзимы», развивающиеся с потерянной кинематографом уверенной неспешностью. Тихий военный быт японцев и по контрасту производящий сумасшедшее впечатление первый налет американской авиации. В эти минуты приходишь к искреннему убеждению, что Иствуд остался последним из великих представителей классического американского кино учитывая, что Кубрик умер, а Скорсезе и Коппола уже не те, что прежде. А может, вообще последним реально действующим классиком, поскольку Бергман давно не снимает большое кино, а Антониони лучше бы не снимал, остановившись на «Профессии: репортер».
Конечно, Иствуд (обратите, кстати, внимание, что к «Флагам наших отцов» он еще и музыку сам написал!) прежде всего классик традиционализма. Но поразительно, что в свои 76 он остается и авангардистом.
Никто раньше не додумывался до очевидной вроде бы идеи снять два фильма про одно и то же сражение из противоположных окопов. «Флаги наших отцов» сняты с американской точки зрения и с американскими актерами. «Письма из Иводзимы» с японской точки зрения, с японскими актерами, на японском языке. Речь не о двух версиях событий подобные фильмы появлялись, вспомним «Гражданина Кейна» или «Расемон». Речь именно о двух точках обзора: как всё видели отсюда и как видели оттуда. Американские морпехи во «Флагах наших отцов» фактически штурмуют не укрепления противника, а безжизненный, покрытый вулканической породой берег. Они не видят японцев именно берег изрыгает огонь, и свои вокруг валятся убитыми и покалеченными. Американцы, как и зритель, не знают, что японцы укрылись под землей, в пещерах и прорытых тоннелях.
Японцы в «Письмах с Иводзимы», разумеется, видят гигантский американский десант из тьмы пещер-блиндажей, которые и позволили им, вооруженным чуть лучше ополченцев под Москвой в 41-м и сумасбродно делающим харакири при любой неудаче, долго продержаться. Но половина действия фильма происходит именно во тьме.
Никто в Голливуде прежде не решался и на масштабную военную картину, не разъясняющую зрителям сути битвы. Про то, что японцы прорыли под островом 30 километров тоннелей, битва продолжалась 40 дней, погибли около 7000 американцев и 21 000 японцев, можно узнать из статей про дилогию, но не из самой дилогии. Иствуд показывает то, что видели солдаты. А они статистикой не располагали и генеральских карт не имели. Это окопная правда, близкая Виктору Некрасову и Виктору Астафьеву. Точнее, пещерная.
Наконец, фильм нетрадиционен по цвету. В боевых эпизодах он даже не черно-белый, а серый, что придает ему вид военной хроники, но огонь и кровь в нем пугающе цветные. Да-да, соглашусь, что в фильмах не все идеально: в них есть повторы, не слишком хороши редкие компьютерные кадры с панорамами битвы. Но на фоне того, о чем мы говорим, недостатки не важны.
На самом деле, сюжеты фильмов очень разные. «Флаги наших отцов» отнюдь не только про сражение. Там боев минут тридцать, хотя фильм регулярно возвращается к ним в воспоминаниях персонажей. Это фильм о том, как работает пропагандистская машина, о том, что политика давно стала в Америке частью шоу-бизнеса. Несколько солдат нечаянно поучаствовали в показушном водружении американского флага над покоренной Иводзимой. Если по правде, то флаг поспешили установить всего-то на пятый день боев, и не эти солдаты, а другие, реально рисковавшие жизнями. Но командование сочло, что флаг недостаточно эффектен. Его решили заменить на большой и красивый подсуетившийся фотограф заснял установку, и кадр, воспроизведенный всеми газетами, напечатанный на марках и т. д., стал для Америки символом победы и героизма. История реальная. Занятно, что судьба американского знамени победы до деталей рифмуется с судьбой советского над поверженным Рейхстагом (над ним, если кто не знает, тоже сначала водрузили некрасивый дырявый от пуль флаг пятеро разведчиков-смельчаков, которых даже не наградили. А потом уже большой и красивый, Егоров и Кантария, под взглядом фотокамеры).
Четверо из водружавших показушный флаг потом погибли. Но еще троих (включая одного не водружавшего) в Америке объявили главными героями войны и заставили по возвращении участвовать в массовой кампании по сбору денег на армию. Хотя деньги были важны, все трое ощущали стыд, понимая, что назначены героями лишь потому, что выжили. Одна из мыслей фильма именно в этом: погибших на войне, сколько бы пафосных слов ни произносилось сразу после их смерти, всегда забывают. Лавры героев достаются выжившим при этом никого не волнует, какой ценой и за счет кого они выжили. Стыдящимся выжившим приходится хуже. Тем более что даже в Америке их забывают по окончании пропагандистской кампании.
«Письма с Иводзимы» только про сражение, и ясно почему: почти все японцы на острове погибли.
Конечно, Иствуд снимал дилогию о разнице менталитетов. Япония требует от своих солдат беспрекословной преданности. Америка (после всего ими пережитого) еще и финансовой отдачи. Американцы не приходят на войну умирать. Для них армия романтическая мужская игра. Они настроены на жизнь и заранее словно бы не верят, что по ним будут стрелять по-настоящему. Когда бежавшему справа сносит полголовы, они поначалу очень удивляются. Японцы приходят на войну именно умирать за императора-солнце и потому, что сказали: надо. Одна из самых диких сцен «Иводзимы» ритуальное самоубийство по кругу японского отделения, понимающего, что битва проиграна. С криком «банзай!» каждый по очереди подрывает себя гранатой. Не лучше ли выскочить с этой гранатой и взорвать врага? Отчего-то не лучше. Стремление Иствуда проникнуть в японскую ментальность неудивительно. Естественно, что человек, воспитанный вестерном, жанром, восходящим к самурайской культуре, должен желать постичь Японию. Впрочем, для Иствуда важнее не разъединяющее, а объединяющее: что среди японцев тоже было много таких, кто хотел вернуться живым, к семье.
Еще существеннее для Иствуда идея бессмысленности мясорубки на Иводзиме. Погибать, не видя противника, от огня, изрыгаемого землей, столь же нелепо, как подрывать себя «банзай-гранатой». И совсем тупо класть тысячи жизней, отнимая друг у друга остров, про который сами японцы говорят, что он безжизнен (нет даже воды) и на нем подохнешь сам по себе, безо всякой войны. После просмотра «Иводзимы» думаешь: зачем американцам вообще было брать этот остров? Если японцы сидели в пещерах без поддержки с моря и воздуха, то не проще ли было просто обойти остров, обложив блокадой?
Фактически Иствуд сделал дилогию, открывшую новый киножанр. Он уже сотворил однажды новый киножанр. Его «Непрощенный» стал первым в истории антивестерном фильмом, разоблачившим мифологию классического вестерна: все, что говорили о ковбоях вранье, история освоения Дикого Запада это история жестоких убийц. «Флаги наших отцов» и «Письма с Иводзимы» первое по-настоящему антивоенное кино. Прежние антивоенные все равно в той или иной степени оставались фильмами про войну. Про красоту подвига и благородства. Про «есть упоение в бою». Как хорошо написали в The Hollywood Reporter, они (то же «Спасти рядового Райана») «гламуризировали» войну, тогда как война у Иствуда тупая больная механическая скотина, перемалывающая умы и тела.
Дилогия Иствуда про то, что никакого упоения в бою нет и быть не может.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Комментарии
"После просмотра «Иводзимы» думаешь: зачем американцам вообще было брать этот остров? Если японцы сидели в пещерах без поддержки с моря и воздуха, то не проще ли было просто обойти остров, обложив блокадой?"
Об этом открытым текстом говорит генерал Карибаяси в начале фильма. Американцам очень нужна была Иводзима, вот они и положили за остров столько солдат, сколько не теряли больше нигде, разве что кроме Арденской операции.
Две взлетных полосы, одна из которых была способна принять тяжелые бомбардировщики, что позволяло бомбить Основную Землю, и то, что Иво Дзима считалась частью основной Японии, и в ходила в префектуру Токио, а следовательно даже в психологичесокм плане имела стратигическую ценность, достаточные поводы как для атаки, таки и для обороны.
|