Главная | Рецензии | «Птицы» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Птицы»

Умелое сочетание саспенса с интересным и неоднозначным подтекстом

Станислав Никулин, «КиноМания»

«Птицы» (The Birds)

The Birds
США, 1963
Режиссер Альфред Хичкок
В ролях Род Тейлор, Джессика Тэнди, Сюзан Плешетт, Типпи Хедрен



Познакомившись в птичьем магазине с юристом Митчем, дочь газетного магната Мелани Дэниелс обещает ему привезти пару неразлучников (отряд попугаев), которых он хотел подарить младшей сестре на день рождения. Выполняя уговор, Мелани отправляется в прибрежный городок Бодега Бэй. Передав неразлучников, и познакомившись с семьёй Митча, девушка решает не возвращаться в родной Сан-Франциско, а провести уик-энд с новым знакомым. Она становится свидетелем загадочной агрессии со стороны птиц. Десятки, сотни, тысячи пернатых начинают терроризировать город, нападая и убивая всех, кто окажется на их пути.

Как и в большинстве фильмов Хичкока, сюжетная канва «Птиц» незатейлива и проста. При желании краткое содержание ленты можно уложить в одно предложение, очертив при этом главные темы и мотивы. Принципиальное отличие фильма в другом — обычно, под занавес всего представления, режиссёр давал логичные и правдивые объяснения всему, что происходило до этого. Чаще всего решение предложенной детективной задачки оказывалось неожиданным, а иногда и шокирующим (пресловутый «макгаффин»). В «Птицах» Хичкок отступает от этого правила, оставляя за зрителем право последней интерпретации, вывода, окончательного ответа. Более того, не только в фильме, но и в многочисленных интервью режиссёр так и не ответил на главный вопрос — чем именно было вызвано такое поведение птиц? Поначалу, в подобном жесте можно усмотреть едва ли не высокомерие и своеобразную авторскую брезгливость (я, мол, своё дело сделал, а вы разбирайтесь). Но дело, очевидно, в другом. Хичкока изначально не интересовал этот аспект загадочных происшествий в Бодега Бей. Режиссёр сконцентрировал своё внимание на атмосфере иррационального страха, причиной которого стали обычно безобидные галки, вороны, голуби и т.д. Без лишнего психологизма (в конечном счёте, и Митч и Мелани не более чем «шестерёнки», запустившие общий «механизм» картины) Хичкок предлагает зрителю ряд занятных кино-аттракционов, задача которых — испугать, встревожить, заставить нервничать и сопереживать, что ему с блеском и удаётся. Режиссёрские приёмы (а их у Хичкока было немало) действуют безотказно, по сути не оставляя нам шансов на безучастное восприятие происходящего на экране.

В агрессии птиц видели отмщение матушки-природы, предзнаменование надвигающегося апокалипсиса, проводили параллели с геополитической обстановкой в мире («Холодная война» между США и СССР), кто-то находил в этом олицетворение человеческой отчуждённости и недоверия. Все эти предположения имеют право на существование. Очарование «Птиц», если отвлечься от сюжетной канвы, в этом и состоит. Поле для всевозможных интерпретаций как никогда широко и бескрайне. Альфред Хичкок предложил универсальную метафору алогичного, беспричинного зла, показав всё бессилие и слабость человека в предлагаемых условиях. Скрыться, убежать — единственное, на что способны герои. Равное противостояние тут невозможно a priori. По крайней мере, с точки зрения режиссёра.

Умелое сочетание саспенса с интересным и неоднозначным подтекстом сразу выдвинули «Птиц» в число лучших картин Маэстро. Оспорить это сложно и 43 года спустя.