Главная | Рецензии | «Ирина Палм сделает это лучше» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , но главное — собственно говоря, всё.


«Ирина Палм сделает это лучше»

Бабушка легкого поведения

Андрей Плахов, «Коммерсантъ»

«Ирина Палм сделает это лучше» (Irina Palm)

Irina Palm
Бельгия, Люксембург, Великобритания, Германия, Франция, 2007
Режиссер Сэм Гарбарски
В ролях Марианна Фэйтфулл, Мики Манойлович, Кевин Бишоп, Шавон Хьюлетт



У Мэгги, 50-летней вдовы, скромно живущей в пригороде Лондона, серьезная проблема: надо срочно достать деньги, чтобы отвезти на операцию в Австралию тяжело больного внука. Его родители опустили руки, но не Мэгги. Бродя по Сохо в поисках работы, она от отчаяния заходит в стрип-бар под названием Sex World, куда приглашают hostess за приличные деньги. Мэгги думает, что ей придется убирать и подавать чай. Потрепанный хозяин заведения объясняет, что hostess — эвфемизм, но что такое эвфемизм, Мэгги тоже не знает. Тогда хозяин просит ее показать руки и тут же берет на работу, которая по-английски называется hand job и производится через специальное отверстие в стенке.

Мэгги после небольших колебаний принимается за дело. Она садится в кабинке, надевает фартук в качестве спецовки, украшает свое рабочее место искусственными цветами и фотографиями близких. У пожилой женщины оказывается настоящий талант: к Ирине Палм (это псевдоним Мэгги, palm означает руку, ладонь) выстраиваются очереди вожделеющих клиентов, в то время как на трясущих рядом сиськами молодых девок никто не обращает внимания. Ирина-Мэгги становится звездой порнобизнеса, а ее конкурентки теряют работу. Героиню пытаются переманить соседние заведения. Когда ее правая рука становится жертвой «теннисного синдрома», женщина-ударница мобилизует левую.

Глядя это кино, обалдеваешь от наглости кинематографистов, пытающихся слепить из скабрезного анекдота одновременно социальную мелодраму и романтическую сказку. Невероятно, но и то и другое им удается. Впрочем, и Буньюэль в свое время снял «Дневную красавицу» по мотивам парижского городского фольклора. Мэгги, как и Северина из буньюэлевского шедевра, отлучается в притон разврата в дневное время и долго скрывает работу от родственников и знакомых. Но здесь отличие: в один прекрасный день Мэгги все рассказывает своим кумушкам-подругам из пригорода, не без гордости замечая, что она — «лучшая в Лондоне по профессии».

Бельгийский режиссер Сэм Гарбарски поехал снимать в Лондон, подготовленный школой британского социального кино. Когда этому кино надоело забавляться эстетикой грязной посуды, оно придумало перевести разговор о безработице и социальных нуждах в другой регистр. Появились «Мужской стриптиз», «Девушки с календаря» и другие фильмы этой серии, выполненные по одной схеме. Группа мужчин или женщин в критическом возрасте, когда их все окружающие уже списали со счетов, вдруг отчебучивает нечто такое, что заставляет себя сильно зауважать. Это может быть, например, рекордный заплыв, но чаще всего связано с поздним гормональным взрывом и секс-бизнесом. Свежеть и прелесть «Ирины Палм» в том, что героиня, во-первых, действует одна, а не в группе рабочих, во-вторых, нисколько не меняется ни внешне, ни внутренне. Ну а если она мало того что спасает внука, так еще и находит женское счастье, это уж, извините, закон жанра.

Фильм получился не конвейерным, а «ручной работы» в огромной степени благодаря тонкой игре Марианны Фэйтфул, культовой певицы и известной нонконформистки, которую представить в образе провинциальной домохозяйки мог только большой фантазер. Ей честно подыграл любимый актер Кустурицы — Мики Манойлович. Хотя, конечно, нашей публике было бы предпочтительнее увидеть в столь острых ролях Аллу Пугачеву и, скажем, Льва Лещенко. До русского ремейка пока дело на дошло, зато наши прокатчики проявили фантазию, переименовав картину не в «Ирку Золотую ручку», как можно было предполагать, а в «Ирина Палм сделает ЭТО лучше».

Вполне вероятно, что солидные люди сочтут эту историю полной глупостью или шуткой дурного вкуса. Так, видимо, рассуждало жюри последнего Берлинского фестиваля, проигнорировавшее самую громкую картину конкурса. Или журналист газеты Variety, обидевшийся на то, как показана британская медицина, которая на самом деле, представьте себе, лечит тяжело больных детей бесплатно, правда, обеспечивая их неважной кормежкой. Зато простой народ на Берлинале полюбил этот легкомысленный фильм, так сильно отличавшийся от глобальных эпопей про войну в Ираке и козни ЦРУ.