Главная | Рецензии | «Воин Севера» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Воин Севера»

Финское фэнтези про древний Китай

Станислав Никулин, «КиноМания»

«Воин Севера» (Jadesoturi)

Jadesoturi
Китай, Нидерланды, Финляндия, Эстония, 2006
Режиссер Антти-Юсси Аннила
В ролях Томми Еронен, Маркку Пелтола, Чжан Жинчу, Криста Косонен



К кузнецу Каю наведывается исследователь «Калевалы» (национальный финский эпос) Берг, мечтающий заполучить волосы и ногти молодого человека. Позже он вернётся, привезя с собой тяжёлый железный ящик. Древнее предание гласит: когда-то одному кузнецу удалось «укротить» огонь, и он выковал Сампо — устройство всеобщего достатка и счастья. Прикосновения Кая заставляют таинственный механизм работать. Кузнец вспоминает, что много веков назад он был воином-монахом Синтаем, хранящим Сампо. Но чтобы избавить мир от зла (и вернуть любимую девушку), ему предстоит сразиться с могущественным демоном, следящим за Каем во всех его инкарнациях…

Дебютант Антти-Юсси Аннила решил обратиться к народному эпосу, дерзнув не просто экранизировать ключевые моменты «Калевалы», но и вплести мифологию финских сказаний в день сегодняшний. Временные пласты (современная Финляндия и Древний Китай) меняют друг друга со скоростью звука, кружатся в замысловатом танце, только успевай следить и вникать. Для финнов история про Сампо, как для нас «Репка», «Три медведя», «Царевна-лягушка». Им объяснения не нужны, и так всё с молоком матери впитано. Для всех остальных просмотр «Воина Севера» — задачка посложнее. Аннила без объяснений историю рассказывает, с места в карьер. Пока все ниточки в единый клубок свяжешь, добрая половина фильма пройдёт. Но когда всё на свои места встанет, можно от содержания «отвлечься», на форме сосредоточиться. Режиссура этому способствует, можно сказать — настоятельно рекомендует.

Даже без ссылок на дебют и молодость Аннилы (во время съёмок — 28 лет) понятно, что визуализация народного эпоса — задача трудоёмкая, амбициозная. К тому же режиссёр собственную систему координат вычерчивает, не переносит один в один, а скорее отталкивается, беря на вооружение центральные темы мифологии. По форме «Воин Севера» — кино самое, что ни на есть современное, с добротными спецэффектами, качественными боевыми сценами а-ля «Матрица». Без эклектики не обошлось, но она тут в пределах разумного, в глаза не бросается, с повествовательной «тропы» не сбивает. Если и придраться, то только на уровне деталей, отдельных решений.

Просмотр «Воина Севера» не только зрительский багаж пополняет, но и просвещает, в прямом смысле слова. Когда бы ещё о кузнеце, монахе и Сампо прочитать/услышать пришлось. Просвещение это из разряда букварей для дошкольников, когда играючи алфавит постигаешь. Сам Аннила кино-алфавит освоил без видимого труда. Будем ждать следующей работы. Уже не мальчика, но мужа…