Главная | Рецензии | «Воин Севера» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, требуются КАМАЗы - зерновозы для перевозок подсолнечника. и, разумеется, собственно говоря, всё.


«Воин Севера»

Финское фэнтези про древний Китай

Станислав Никулин, «КиноМания»

«Воин Севера» (Jadesoturi)

Jadesoturi
Китай, Нидерланды, Финляндия, Эстония, 2006
Режиссер Антти-Юсси Аннила
В ролях Томми Еронен, Маркку Пелтола, Чжан Жинчу, Криста Косонен



К кузнецу Каю наведывается исследователь «Калевалы» (национальный финский эпос) Берг, мечтающий заполучить волосы и ногти молодого человека. Позже он вернётся, привезя с собой тяжёлый железный ящик. Древнее предание гласит: когда-то одному кузнецу удалось «укротить» огонь, и он выковал Сампо — устройство всеобщего достатка и счастья. Прикосновения Кая заставляют таинственный механизм работать. Кузнец вспоминает, что много веков назад он был воином-монахом Синтаем, хранящим Сампо. Но чтобы избавить мир от зла (и вернуть любимую девушку), ему предстоит сразиться с могущественным демоном, следящим за Каем во всех его инкарнациях…

Дебютант Антти-Юсси Аннила решил обратиться к народному эпосу, дерзнув не просто экранизировать ключевые моменты «Калевалы», но и вплести мифологию финских сказаний в день сегодняшний. Временные пласты (современная Финляндия и Древний Китай) меняют друг друга со скоростью звука, кружатся в замысловатом танце, только успевай следить и вникать. Для финнов история про Сампо, как для нас «Репка», «Три медведя», «Царевна-лягушка». Им объяснения не нужны, и так всё с молоком матери впитано. Для всех остальных просмотр «Воина Севера» — задачка посложнее. Аннила без объяснений историю рассказывает, с места в карьер. Пока все ниточки в единый клубок свяжешь, добрая половина фильма пройдёт. Но когда всё на свои места встанет, можно от содержания «отвлечься», на форме сосредоточиться. Режиссура этому способствует, можно сказать — настоятельно рекомендует.

Даже без ссылок на дебют и молодость Аннилы (во время съёмок — 28 лет) понятно, что визуализация народного эпоса — задача трудоёмкая, амбициозная. К тому же режиссёр собственную систему координат вычерчивает, не переносит один в один, а скорее отталкивается, беря на вооружение центральные темы мифологии. По форме «Воин Севера» — кино самое, что ни на есть современное, с добротными спецэффектами, качественными боевыми сценами а-ля «Матрица». Без эклектики не обошлось, но она тут в пределах разумного, в глаза не бросается, с повествовательной «тропы» не сбивает. Если и придраться, то только на уровне деталей, отдельных решений.

Просмотр «Воина Севера» не только зрительский багаж пополняет, но и просвещает, в прямом смысле слова. Когда бы ещё о кузнеце, монахе и Сампо прочитать/услышать пришлось. Просвещение это из разряда букварей для дошкольников, когда играючи алфавит постигаешь. Сам Аннила кино-алфавит освоил без видимого труда. Будем ждать следующей работы. Уже не мальчика, но мужа…