Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Апокалипсис»Новые страсти от Мела Гибсона
Петр Фаворов, «Афиша»
Apocalypto США, 2006
Режиссер Мел Гибсон
В ролях Далия Эрнандес, Моррис Бердйеллоухед, Рауль Трухильо, Герардо Тарасена
1519 год, полуостров Юкатан. В глухой деревушке посреди джунглей живет себе небольшая община индейцев майя: охотится, растит детей, кушает яйца тапира. Мудрый вождь Каменное Небо (Моррис Голова Желтой Птицы) готовит смену своего старшего сына Лапу Ягуара (профессиональный танцор пау-вау Руди Молодая Кровь дебют в кинематографе). Но тут на деревню нападает отряд майянского спецназа, задача которого доставка новых жертв богу-солнцу в мегаполис Чичен-Ицу. С самой вершины пирамиды Кукулькана недопринесенному по техническим причинам в жертву Лапе Ягуара придется бегом вернуться в родную деревню, чтобы спасти от гибели беременную жену и маленького сына.
Оригинальное название нового фильма Мела Гибсона («Храброе сердце», «Страсти Христовы») «Apocalypto», и переводить его стоит не с английского («апокалипсис» как конец света), а напрямую с греческого («откровение»). «Откровение от Мела Гибсона» про человека, который назвал так снятый за свои деньги и по собственному сценарию фильм, и рассказывать ничего не надо: он весь как на ладони. От Евангелия к Откровению, Гибсон явно сочиняет собственный Новый Завет, и теперь, когда первая и последняя книги уже написаны или записаны, самое время попробовать разобраться, что же за благодать сошла на этого американца. Тем, кто в голос рыдал на «Страстях», оно будет сейчас и проще: в «Апокалипсисе» чисто кинематографическое впечатление не амальгамировано с религиозными чувствами, да и вообще с мифологическими конструктами, помимо самых элементарных вроде сопереживания беглецу и любви к семье. Так вот Мел Гибсон, оказывается, большой режиссер, и, как у всякого большого режиссера, у него обнаруживается своя собственная, уникальная манера. Нет, это вовсе не манера делать фильмы на мертвых языках с субтитрами, тем более что и язык майя вовсе не мертвый. Манера Мела снимать сверхбыстрые, ультрачувственные фильмы так, чтобы зритель, выходя из зала, ощущал себя не морально изнасилованным, а много пережившим. И да, это его умение каким-то образом связано с привычкой честно и заинтересованно показывать на экране страдание и насилие если кому из прошлого опыта Гибсона запомнилось только кровавое мочало, то сообщаю: тут мочало будет еще и на колу.
«Мы ищем нового начала», повторяют, как заведенные, герои «Апокалипсиса»: у Гибсона обнаружилась не только манера, но и тема. Ею оказывается то самое новое начало: вспомните, как в переломном моменте «Страстей» Христос оборачивается к стоящей на обочине крестного пути Марии со словами «Смотри, мама, как я творю все новое». В «Страстях» новое начало творят и находят, в «Апокалипсисе» же только ищут, причем явно не там, где можно найти, но тема-то та же, а вовсе не прокламация антисемитизма и прочих прописных истин христианского фундаментализма, как отчего-то убеждены многие.
В этом смысле, кстати, если этот фильм что и прокламирует, так это то, что чем более развита цивилизация, тем она хуже, и нет полной уверенности, что это именно та идея, которую хотел заронить в наши души Гибсон-проповедник. В финале, когда на океанском пляже два голопузых агента Кукулькана, забыв о настигнутом наконец отступнике, с разинутыми ртами смотрят на первые шлюпки с закованными в броню испанцами, создается (еще раз может, и против воли режиссера) впечатление, что христианские колонизаторы будут куда как хуже солнцепоклонников. А там и до апокалипсиса недалеко.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Комментарии
Гибсон, как всегда — Мастер!
Фильм отличный! Сделан очень интересно, живо и красиво, как и другие фильмы Гибсона . Жаль, что про Трою не он снимал. Жду следующих шедевров.
Фильм просто замечательный!!!
Смотрится на одном дыхании!!!
Гибсон,как всегда, удивил!!!
А что, там правда едят яйца тапира? Это сколько же самцов этого млекопитающего нужно загубить, чтобы нарубить яиц для всего племени? Куда смотрят "зеленые"?!
|