Главная | Рецензии | «Отец» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Ссылки

Инвестиции с Тинькофф отзывы стоит ли открывать вся информация на life-trip.ru

«Отец»

На семейном фронте

Вита Рамм, «Известия»

«Отец»

Россия, 2007
Режиссер Иван Соловов
В ролях Алексей Гуськов, Полина Кутепова, Екатерина Васильева, Людмила Аринина



3 мая, за несколько дней до праздника Победы, на экраны кинотеатров вышел фильм «Отец». Оказывается, для воина возвращение домой — испытание не менее тяжкое, чем жизнь под пулями. И для его семьи эта радость — со слезами на глазах…

Чтобы столь серьезный фильм достучался до широкой публики, нужна грамотная рекламная кампания. Плакаты с полупрофилем артиста Алексея Гуськова, на мой взгляд, не способствуют активному интересу зрителей. Во-первых, они не отвечают на вопросы: кто? что? о чем? Во-вторых, отсутствует важная — во всяком случае, для старшего поколения — информация: фильм снят по печально знаменитому рассказу Андрея Платонова «Возвращение», изменившему судьбу писателя. Словом, вычислить точного адресата и целевую аудиторию, исходя из рекламной кампании, сложно. Но и без этого в фильме многое удивляет.

Одна из основных проблем — в том, что сценаристы Наталья Чепик и Ираклий Квирикадзе предложили дополнения к тексту Платонова и тем самым кардинально поменяли характер главного героя. У Платонова гвардии капитан Алексей Иванов всячески оттягивает свое возвращение домой. Короткий роман с попутчицей — фронтовичкой Машей — у него возникает еще и потому, что Алексей никак не может привыкнуть к мысли: войны больше нет. В киноверсии же Маше (Светлана Иванова) сценаристы придумали фронтовую беременность, а гвардии капитан предлагает ей себя в качестве фиктивного мужа. В родном Машином городке перед тетками и друзьями они играют фальшивую свадьбу (на экране все выглядит, словно после войны не полгода прошло, а минимум десять лет), а рано утром Алексей уезжает навсегда. Удивительно, что никто из съемочной группы так и не понял: позор для девушки получился еще больший, ведь муж-то сбежал от нее в неизвестном направлении… Пытались облагородить главного героя, а на деле выразили недоверие самому Платонову.

Возвращение отца стало мучением для всей семьи. Мирная жизнь представляется Алексею непонятной и скучной. Его раздражают все и вся. И трепетная, но честная, как пионерка, жена Люба (Полина Кутепова), и десятилетний сын, ставший маленьким мужичком, и пугливая, забывшая отца, пятилетняя дочь. Семье надо привыкать жить вместе. Но если жена, согрешившая и раскаявшаяся, сразу выказывает радость подчинения «хозяину», то перед сыном (Василий Прокофьев) право первенства Алексей вынужден доказывать.

Проблемы восприятия возникают, когда актеры начинают произносить слова. События пересказываются прямым текстом жены, детей, собутыльников Алексея (Роман Мадянов и Александр Баширов). Сценаристы по максимуму сохранили яркий слог самого Андрея Платонова, но адекватный изобразительный ряд не предложили. Только Полине Кутеповой иногда удается обжить, заземлить платоновский текст. Изредка режиссер Иван Соловов доверяет прокомментировать душевное смятение героев тактичной и внимательной камере оператора Владимира Климова. И тогда убогий деревенский быт, подтаявший снег, голая земля подчеркивают тоску Алексея. Визуальный ряд поддерживается музыкой Алексея Рыбникова. Но такие эпизоды в фильме редкость.

Платонов вместо традиционных советских стереотипов: мол, мужчины воевали, а женщины терпели, написал грустный рассказ о том, как в войну люди не могли выжить без человеческого тепла, утешения, как тосковали о физической любви. Автор — о, ужас! — сочувствует героям, он не Любу, которая нарушила заповедь Константина Симонова «Жди меня!», осуждает, а своего гвардии капитана Алексея Иванова, посмевшего упрекать жену. Писатель сильно пострадал за свой не социалистический гуманизм. Рассказ «Семья Иванова» («Возвращение») был признан порочащим образы советского воина и его жены. В 1946 году автора выкинули из Союза писателей.

Наверное, мы не стали лучше с тех пор, однако научились шире смотреть на жизнь. Недаром платоновское «Возвращение» пользуется таким вниманием нынешних режиссеров. Два года назад, к юбилею Победы, рассказ инсценировали и поставили в чеховском МХАТе. Главную роль тогда тоже сыграл Алексей Гуськов.


Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть