Главная | Рецензии | «Князь Владимир» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, Распродажа посуды продажа посуды. Скидка 10%! , но главное — собственно говоря, всё.


«Князь Владимир»

Князь второго плана

Катерина Тарханова, «Фильм.Ру»

«Князь Владимир»

Россия, 2006
Режиссер Юрий Кулаков
В ролях Сергей Безруков, Юрий Беркун, Александр Пинегин, Дмитрий Назаров



Видимо, тайна русской души в искусстве анимации проявляется в полном отсутствии чувства юмора. В "Князе Владимире" всё неплохо: технически — уровень мировых стандартов, эстетически — современный быстрый монтаж, сюжетно — не меньший поток информации, чем в "Дозорах". Но та же история, что с игровыми "национальными блокбастерами", в мультике повторилась. "Отличным от других" (от "Шрэков", от "Ледниковых периодов") он стал в первую очередь за счёт пропаганды "духовности" и "державности". Слащавые рассуждения о преимуществах христианства перед язычеством плюс явные подтасовки в биографии князя Владимира в пользу Государства Российского — вот то, что встало на место шуточек, хохмочек, фенечек и прочего веселья, которого так ждут дети.

Хорошо, если дети присоединятся к двум единственным прикольным кроликам, на крыльце языческого Бояна греющим животы. Кролики в мультике — наши люди, с их точки зрения происходящее годится лишь язык почесать. Все равно ради Христа, ради Перуна или Рода с места они не сдвинутся. Но повесть пламенных лет сиротки, дитяти малого Алекши с удовольствием выслушают, похрустывая морковкой. Оставшись без родителей, Алекша прибился к дедушке, но тут пришли печенеги поганые, деревню пожгли, а дедушку убили. А вёл их тайными тропами Перунов жрец-оборотень, состоящий на окладе у ихнего вождя. Он ещё обещал вождю стравить русских князей, новгородского с киевским, родных братьев Владимира и Ярополка, чтобы по весне печенегам легче пойти на Киев. Но ценная информация, полученная Алекшей, ничем не обернулась. Вождь взял его в рабство для своего, раскосого дитяти малого, и били его смертным боем. А далее от берегов печенежских отплывал византийский посол и увидел, как подло бьют сиротку. И посол его выкупил, и взял с собой по морю-океану во славный град Константинополь. Там с Алекшей случилось странное. Во-первых, на привезенной послом русской дудочке он сумел наиграть мелодию, так что дочь византийского императора заочно тут же влюбилась в пославшего дудку князя. Во-вторых, с ним что-то такое интересное проделали, что дали с собой на обратный путь большую толстую книгу. И книга та была Библия, и стал он ее читать.

К сожалению, по возвращении Алекша немедля напоролся на поганого жреца-оборотня и сиганул с обрыва в бурную русскую речку. Она его вынесла на бережок, а там тусовались и рыбу жарили два вечных русских качка, сыновья доброго Бояна. В общем, много пришлось пережить Алекше, прежде чем ступил на крыльцо, на котором спокойно грелись два вышеупомянутых кролика. Но это еще не все. Это даже еще не все части головоломной картинки. Параллельно и с тем же напором идет грустная история вражды братьев Владимира и Ярополка (второй отдельный сюжет), картины язычества "отрицательные", картины язычества "положительные", быт и нравы на Руси, дипломатические отношения Руси с Константинополем, печенежские пляски и даже мистические сны со сновидениями. Но как-то все не очень связно — даст бог, Алекша впоследствие вывезет, когда вырастет. Очень чувствуется незаконченность, хотя понятно желание авторов поскорее представить сделанное. "Князь Владимир" богат на авансы "эпической" истории. Можно только надеяться, что к 2008 году, когда выйдет вторая серия, авансы оправдаются.

Залихватская манера пересказа фрагментов русской истории вполне может быть по вкусу детям. Напоминает "Кащея Бессмертного" и "Василису Прекрасную", от которых мы лично в детстве попросту угорали. Чистой воды приключения позволят детям в школе не зазубривать наизусть, что Владимир был сын Святослава и внук княгини Ольги – им все запомнится наглядно. С другой стороны, слишком уж авторы перемудрили, обеляя Крестителя Руси. Даже детей малых может смутить, как нарочито Ярополка убивает злобный варяг, а не родной брат Владимир. Слишком видно, что не из Руси это, а из диснеевских мультиков. И в своей залихватской манере недостаточно авторы уделили внимание единству стиля. Все же "Слово о полку Игореве" пару десятилетий назад без всякой компьютерной графики было изобразительно гармоничней. Если уж лица вытянутые — то вытянутые у всех. В "Князе Владимире" часть рисунков – из Васнецова, часть – из Врубеля, часть — из Дежкина, а часть — из Хитрука. Запоминать школьную "историю" детям будет значительно труднее.

Тем не менее, вне всех недоумений стоит отметить, что некоторые кадры поразят детское воображение ничуть не меньше импортных. По художественной части очень здорово вышли море, река и Новгород, и жертвоприношение Перуну, и ночной бой Владимира с печенегами после видения на болотах. Красиво, небывало, своеобразно. К концу первой серии авторы явно разошлись.





Комментарии


Павел (гость) — 26 февраля 2006, 10:13  #

К национальному своеобразию подошли со всей серьезностью. К собственной истории – нисколько.
Борьба добра и зла происходит вокруг молодого князя Владимира – статного голубоглазого блондина с белозубой улыбкой, который похож на всех диснеевских средневековых принцев сразу. Исторический князь Владимир до крещения – многоженец, хитрец и властолюбец. Князь Владимир в этом фильме – жертва козней и колдовства злого волшебника Кривжи, жреца бога Перуна. То есть религиозная реформа Владимира, неудачная попытка создания единой государственной религии на основе языческих культов (это только потом был хрестоматийный выбор веры), кровавые внутригосударственные военные экспедиции – это язычники наколдовали.
Однако, воспринять диснеевскую стилистику и качество и остаться вне диснеевского сюжетного шаблона невозможно. В результате "Князь Владимир" напоминает разом все национальные фильмы Диснея вроде "Мулан", "Меч в камне", "Робин Гуд" или "Анастасия". В этих мультэпосах диснеевские аниматоры "освежают" незнакомыми иностранными историями и экзотическими картинками все ту же, отработанную за многие годы, сюжетную схему. Это очень простая и постоянная схема: добрые силы сдают позиции, злые – прикидываются добрыми, первое поражение, судьбоносный выбор героя, потом решительная схватка и победа ценой неимоверного душевного напряжения. В эту формулу вписываются и нравственные борения, и раскаяние, и любовная линия. Единственное, что в нее нельзя запихнуть,– это факты.