Главная | Рецензии | «Матч-пойнт» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, и, разумеется, собственно говоря, всё.


«Матч-пойнт»

Новый Аллен настолько хорош, что хочется авансом заготовить деготь

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Матч-пойнт» (Match Point)

Match Point
США, 2005
Режиссер Вуди Аллен
В ролях Скарлетт Йоханссон, Вуди Аллен, Брайан Кокс, Джонатан Рис-Майерс



На теннисном корте Крис (Рис-Майерс), профессиональный спортсмен из простой, по-видимому, семьи, обаятельный и совершенно непроницаемый молодой человек, знакомится со своим ровесником Томом (Гуд), аристократом и богачом. Тот сперва просит Криса тренировать его, затем вводит его в свою семью, затем, незаметно для себя, отдает ему все.

В Криса влюбляется сестра Тома (Мортимер) — воспитанная и несколько глуповатая барышня. Крису благоволит отец Тома (Кокс) — похожий на сенбернара добродушный капиталист. Наконец, девушка Тома (Йоханссон), юная американская старлетка невротического склада, вскорости отдается Крису среди бескрайних английских полей.

Потом произойдет много чего: одна девушка исчезнет, другая выйдет за теннисиста замуж, немало рябчиков будет съедено за обедами и прослушано классических опер — а главное в этой истории еще даже не начнется.

Первые кадры — теннисный мячик, переваливающийся через сетку, — ключ ко всему фильму, где решающую роль играет случайность: в финале у метафорического мяча еще появится сногсшибательная визуальная рифма. Это так не похоже на Аллена, но тут многое на него не похоже: готовясь к 70-летнему юбилею, режиссер, похоже, искупался в кипящем молоке. Дело не в том, что Аллен впервые в жизни снял фильм целиком в Англии и почти исключительно с английскими актерами (не считая Йоханссон, конечно). И не в том, что впервые с конца 80-х герои Аллена не рассуждают о Бергмане и Достоевском, а проживают их. И даже не в том, что на два часа экранного времени приходится, кажется, одна-единственная шутка (правда, очень смешная). Главное, что, сменив декорации и интонации, Аллен, последние лет пятнадцать неумолимо приближавшийся к точке, после которой молодые наглецы начнут снисходительно (и, что самое ужасное, не без оснований) похлопывать по плечу, вдруг взял и показал всем кузькину мать, спроворил свежую, смелую, энергичную постановку без единого признака творческого угасания. Ну правда — это как если бы какой-нибудь теннисный пенсионер проснулся утром, размялся в парке, а потом пошел бы и выиграл Уимблдон.

В связи с криминальным сюжетом, спрятанным в «Матч-пойнте», многие неизбежно вспоминают «Преступление и наказание», а приключения ловкого парвеню в среде английского высшего класса перекликаются с целым пластом соответствующей литературы, но Аллен слишком умен и хитер, чтобы оловянным солдатиком тихо встраиваться в великую традицию. Историю грехопадения он с убийственной иронией выворачивает наизнанку, оставляя открытыми вроде бы очевидные вопросы. Героя среда заела или все-таки он заел среду? На все воля божья или просто не повезло, и Порфирий Петрович оказался слишком въедливым? Тварь дрожащая или право имею?

Новый Аллен настолько хорош, что хочется авансом заготовить деготь. Так вот: за то не столь уж долгое время, пока «Матч-пойнт» добирался от премьеры в Каннах до российского проката, режиссер успел отснять еще один фильм. Дело происходит в Лондоне, в главной роли — Йоханссон, и героиня, американка, расследует убийства и влюбляется в местного аристократа. Земля круглая, вода мокрая, и (с облегчением) старик повторяется.





Комментарии


Tony_Clifton — 11 января 2006, 12:43  #

В первой половине фильма (а то и дольше) перед зрителем предстаёт довольно классическая, хоть и не лишённая обаяния, драма о любви, карьере и сложности их совмещения. Молодой человек, учитель тенниса, вливается в богатую семью и женится на дочери главы семейства, благодаря чему получает перспективную работу и активно продвигается по служебной лестнице. Параллельно он заводит роман со Скарлетт Йоханссон и в каждую свободную минуту мчится к ней, движимый безудержной страстью.

Сюжет развивается довольно плавно и предсказуемо, однако в определённый момент фильм разворачивается буквально на 180 градусов, и мы уже видим психологический триллер, да ещё и с элементами чёрной комедии. Это настолько непохоже на Вуди Аллена, что прямо дух захватывает. Рассказывать подробнее, что происходит в этой части фильма, я не стану, чтобы не подпортить впечатление тем, кто ещё не смотрел. Скажу лишь, что фильм этот часто сравнивают с "Преступлением и наказанием", которое, кстати, главный герой фильма иногда почитывает.

"Матч-пойнт" — тот фильм, который имеет смысл посмотреть в эти дни, причём, независимо от того, любите вы Аллена или нет. Не всё ж по Дозорам шляться…


Сергей Михайлов (гость) — 18 января 2006, 12:33  #

Фильм хороший. Смотреть с оригинальным звуком и субтитрами даже лучше — главное в этом фильме это оттенки чувств — и английский тут только помогает. Понравилось внимание к деталям — в картине каждая имеет значение. Начало фильма кажется затянутым, но потом все детали вступления начинают “работать”, события развиваются стремительно и вроде бы неожиданно и финал короткий и непредсказуемый.

Наверное, на создание этой картины режиссера вдохновило “Преступление и наказание”— в фильме множество сюжетных переплетений с романом Достоевского. Фактически, это рассуждение Вуди Алена на те же темы, что и в книжке, только выводы другие. Режиссер “говорит” с Достоевским на равных, но мастерски приводит зрителя к совершенно другому финалу: не совесть, а случай и удачливость определяют, как пойдет жизнь героя дальше. Явной расплаты за преступление может и не быть, как и раскаяния — только страх перед наказанием. Мораль фильма — “платить по счетам” все равно придется подана интереснее — оригинально и не так навязчиво как в эпилоге романа.

“Match Point” — это отличная режиссерская работа. Фильм особенно понравится поклонникам творчества Скарлетт Йоханссон. Очень органичная актриса. Роль сложная, но сыграла супер — просто и естественно.


talik (гость) — 20 января 2006, 10:52  #

Необычная для Аллена работа.

Мне кажется, впервые в его фильме появляется настоящий антигерой, да и просто настоящий живой человек. Намеки на Достоевского прозрачны. Страсти в картине и ситуации выглядят настоящими, непридуманными, в таком положении может оказаться кто угодно.

Это символ цивилизованного общества — убийство животной, чувственной части личности ради неких благ, имитации счастья.


Krasichkoff (гость) — 7 февраля 2006, 19:46  #

Обычно, перечитывая рецензии на другие фильмы, встречаешь голоса за и против в равном количестве. Рецензии на этот фильм, в большинстве своем положительные, заставили меня поверить, что хорошее кино все же есть.

И не зря! Чудесный фильм, держит в напряжении и в то же время исключительно спокойные и умилительные сцены из жизни лондонских аристократов. Спор о том, что важнее в жизни — везение или упорный труд, с блеском выигрывает везение и случайность. Редкие сцены страсти весьма интересны и очень реалистичны.

Кстати, Достоевский видимо очень даже причем в фильме. Видимо, он и стал катализатором мыслей о бабушке. И потом, мы видим в фильме преступление, за которым не следует наказание. И даже сожаление.

Вы не раз задержите дыхание и замрете от любопытства во время фильма. Стоит посмотреть! Проверено на себе.


Aiduza (гость) — 20 февраля 2006, 12:32  #

Спасибо, Вуди! Посмотрел "Матч Пойнт" на прошлой неделе, находясь в Лондоне. Давно не получал такого удовольствия от фильма. Обратите внимание еще на одну параллель — это не только Драйзер ("Американская трагедия"), но и Стендаль ("Красное и черное"). Удивительно, что конец оказался счастливым (это не спойлер! :)), по крайней мере для большинства персонажей…