Главная | Рецензии | «Здесь курят» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Здесь курят»

Сатира на тему табака

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Здесь курят» (Thank You for Smoking)

Thank You for Smoking
США, 2006
Режиссер Джейсон Рейтман
В ролях Аарон Экхарт, Роб Лоу, Мария Белло, Сэм Эллиот



Ник Нейлор (Экхарт) — лицо табачной индустрии США, вице-президент Академии изучения табака (основанной производителями сигарет для того, чтобы развеять нелепые мифы о его вредоносности) и — по собственному убеждению — главный враг рода человеческого. Ник учит сына (Брайт) уходить от прямых вопросов, дает в постели пространное интервью журналистке с сиськами (Холмс), подкупает умирающего от рака «ковбоя Мальборо», пытается договориться в Голливуде о съемках фильма, где Брэд Питт и Кэтрин Зита-Джонс закурят после космического секса, и слушает анонимные угрозы в своей адрес.

Одноименный роман Кристофера Бакли был написан в середине 90-х — что называется, на злобу дня — и сейчас закономерно устарел: борьба алчных табачников и фарисеев от здоровья давно уже не вызывает не то что злобы, но и интереса, только тоску. Кому нужны вчерашние газеты? К режиссеру Рейтману, сыну режиссера Рейтмана («Охотники за привидениями», «Моя супербывшая»), претензий никаких: в момент выхода книги он заканчивал школу и с полнометражным дебютом справился не без блеска — финальные титры появляются ровно в тот момент, когда первый раз хочется зевнуть. Другое дело, что «Здесь курят» не более чем набор сатирических сценок, иногда более удачных (визит в Голливуд), иногда менее, и хлестких фразочек («Если хочешь легкой жизни — иди работать в Красный Крест»). В книге это не слишком заметно, но в фильме, где все предельно сконцентрировано, неизбежно бросается в глаза. Увольте, все же житие пиарщика — сомнительная материя; что-то, право, из Егора Кончаловского. Рейтман же в этой ситуации даже не пытается подняться над материалом и обаяние Аарона Экхарта — который бесконечно более талантлив, чем можно сказать по его лицу, — использует вхолостую. И насколько трудно определить, кто в конечном счете тут является главной мишенью — табачники или антитабачники, настолько же непонятно, как толковать то, что за весь фильм никто ни разу не закуривает (единственный раз, когда герой заглядывает в пачку, она оказывается пуста): то ли это концептуальная шутка, то ли лишнее свидетельство сдачи Голливуда перед блюстителями чистоты воздуха, которая де-факто уже произошла.