Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Мертвые дочери»А были ли девочки?
Роман Куланин, «КиноКадр»
Россия, 2007
Режиссер Павел Руминов
В ролях Дарья Чаруша, Равшана Куркова, Екатерина Щеглова, Артем Семакин
К отечественному кинематографу, как однажды сказал Владимир Сорокин, необходимо относится с состраданием. Иначе можно предположить, что его вообще нет. Есть, конечно, некие кинопроцессы, финансируемые гигантскими суммами в долларовом эквиваленте (пример, совершенно недавний «Волкодав»), создающие видимость движения. Как ловко заметил один из героев «Изображая жертву» «они поняли, что лучше притворяться тогда от них отстанут». Этой фразой можно охарактеризовать отечественный кинопроцесс на современном этапе притворство. Как водится, есть и исключения «Возвращение» Звягинцева, пущенное в узкий прокат, «4» Хржановского, и вовсе легший на полку, Попогребский, Хлебников и другие, знакомые по исключительно киноклубному формату. И, вот теперь «Мертвые дочери».
Правда, здесь находится главное различие все перечисленные режиссеры действовали в непосредственной арт-сфере, высчитывая и попадая на аудиторию фестивалей, клубов, то есть зрителя, весьма ограниченного количеством. Фильм же Руминова изначально намекает на позиции молодого Спилберга интересное для масс средствами авторского кино, или короче по славной постмодернистской традиции сочетая массовое и элитарное. От мейнстрима здесь заигрывание с повествованием, яркая жанровая принадлежность; от авторского кинематографа вычурный киноязык, многоплановость подачи материала и почти олимпийская выдержанность и точечность эстетического эффекта. Не выстоять никому.
Тех, кто рассчитывает на эмоциональный взрыв и визуальный колорит, «Мертвые дочери» подвергают пытке, продолжительность которой свыше двух часов, по всему возможному спектру зрительского восприятия. Использовав в основе сюжета банальную страшилку, Руминов-сценарист подчеркнул очень важный момент преемственность от фольклорной традиции, ведь по сути дела история об утопленных девочках, которые начинают мстить всякому люду за свою смерть в пересказе оборачивается непринужденной байкой из склепов городской мудрости. С другой стороны фольклорная подоплека дает значительно больший размах, когда дело касается действующих лиц. Секстет молодых людей, волей случая попавших в сказку наяву, но так в нее и не поверивших, накрывается неотступной тенью смерти.
И с этого момента заводится двигатель сюжета персонажи начинают меняться в попытке обыграть смерть, неудивительно, что почти всех ожидает неудача в этом сомнительном деле. Другая, не менее важная находка, дословное повторение завета великого Хичкока «чем меньше покажешь, тем страшнее», в этом свете слоган «Кино о призраках» выглядит неуместной спекуляцией. Ибо режиссер умудрился обойтись исключительно намеками да, дочерей так и не покажут, оставив недоуменного зрителя гадать были ли девочки, или это всего лишь морок, нашедший на героев, реализация погибели за греховность в чистом виде. И с этой стороны таглайн «Делай добро или умри» выглядит, если не более оправданно, то намного честнее.
Отдельный разговор актеры, представившие злополучных обитателей Москвы. В них несказанно поражает свежесть, которая может быть только у человека, не запятнавшего себя в каждой третьей отечественной картине. Благодаря этому действие на экране одновременно напоминает и театральную читку, и социальный комментарий в духе Ван Сэнта, и метафорическую сборную японского хоррора но уложенных в одном теле так гармонично, что впору говорить о неком апполонизме. И, если драматургия нет-нет да подвиснет, актеры из-за молодости пережмут момент, вставив тем самым вполне простительные палочки в громаду колеса, то картинка и звук, точно часовой всегда на посту.
Рассказывать об атмосфере «Мертвых дочерей» не видевшему их гиблое дело. Словно фраза Уинстона Черчилля про кровь, пот и слезы обрела новую форму каждый кадр ощущается, чуть ли не физически бесконечная ломка монтажа, трясущаяся камера, набившая многим оскомину, тут фиксирует самое сложное то, что не происходит. А то, что есть бесконечно преломляется в ракурсах ее объектива, и реальность, нехотя подчиняясь, приобретает, благодаря немыслимому количеству фильтров, совершенно незнакомые формы. Подстать и звуковое оформление подавляющее количество звука находится в низких частотах, нервно перешептывающихся в дополнительных каналах, в то время как многоуважаемый Трей Ганн и остальные исправно поливают экранное действие минорными мотивами.
Но главное, что, несмотря на разного рода задержки и проволочки «Мертвые дочери» вышли в широкий прокат. Формально с первым российским фильмом ужасов ничего не получилось, его обогнали да и гонка немного не честная. Ибо детище Руминова скорее игра в хоррор или очень убедительная под него маскировка, за которой скрывается нежное сердце экзистенциального триллера. Пугать-то он пугает, но делает это из внешне-жанровых побуждений, чаще склоняясь к аллегории, свойственной притче. И тут режиссеру и сценаристу в одном лице можно лишь поаплодировать за то, как отчетливо он разгадал в «низком» жанре потенциал для последующих интерпретаций и прочих интеллектуальных забав.
А будет ли благосклонна судьба к картине выяснится довольно скоро, по результатам кассы проката. Пока лишь можно сказать, что отечественный кинематограф перешагнул психологически важный рубеж вычленив из общей массы, пусть во многом и благодаря агрессивной рекламной кампании, проект, презентующий голливудский уровень за отечественный бюджет так, что на последний не приходится делать каких-либо оговорок. Быть может, Руминов человек как раз таких парадоксов, и это послужит хорошим примером для других? Будем надеяться.
До встречи в кино.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
Комментарии
Впечатления противоречивые. Постараюсь разложить по пунктам.
Понравилось
Картинка. До неприличия заваленный чёрный — в этом что-то есть. Хотя я отвлекался на восхищение картинкой, а это плохо;
Ощущение, что это снято живыми людьми, что редко встречается в современном российском кино. Как-то честно сделано. Вообще, это мне понравилось больше всего;
Работа оператора. Правда, иногда дергания камеры были неуместными, и это мешало, но, в целом, очень понравилось;
Молодежь. Очень похоже на правду, и это понравилось особенно.
Крупные планы. Их, конечно, чересчур много, но, в большинстве случаев, они прекрасны.
Не понравилось
Общая невнятность. Не всегда понятно, что происходит, точнее, понятно, что, но непонятно, зачем;
Монтаж. Местами просто непонятно, что происходит (ту же корову не видно совершенно), и вообще часто приходится напрягаться, что не есть плюс для жанрового кино;
Нежанровость. Всё-таки, Дочерей можно назвать жанровыми с определенной (довольно большой) натяжкой;
Затянутость. В принципе, конечно, весь фильм всегда существует только для того, чтобы ввести зрителя в определнное состояние, требуемое для правильного восприятия финала. Но всё-таки местами скучновато смотреть, не ощущается развития действия. Вообще, это, я думаю, основной недостаток;
Дистиллированность мира. Иногда создается впечатление, что, люди находятся в каких-то тёмных изолированных комнатах (а всё из-за жутко проваленного чёрного цвета);
Народ спал. И претензии тут не к народу, а к упомянутой нежанровости и затянутости. Вообще сложно представить, что такое кино понравится большому количеству людей. Артхаус вышел, как ни крути.
Самое главное фильм для меня сделал — добавил энергии для съёмок собственного кино, а это никогда не бывает лишним.
|