Главная | Рецензии | «Лови волну!» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…





Реклама

Вот, к примеру, , хотя, конечно, может, собственно говоря, всё.


«Лови волну!»

Здесь птицы не поют

Надежда Заварова, «КиноКадр»

«Лови волну!» (Surf’s Up)

Surf’s Up
США, 2007
Режиссеры Эш Брэннон, Крис Бак



Насладиться фильмом в полной мере можно лишь в том случае, если перенять жизненную философию цыпы Джо. Беднягу варят в кипятке, а он уверен, что друзья приготовили для него джакузи. Если вы готовы видеть то, что хотите, и не совсем то, что есть, то удовольствие от ловли большой киноволны обеспечено. Вам предлагают донельзя незамысловатый и тысячу раз виденный сюжет, а вы умиляетесь тому, что всё это происходит с пингвинами, и в этом находите новизну. Как говорят герои фильма: «Кто-нибудь, помогите цыпе!», т. е. зрителю…

В Голливуде, видимо, втайне от цыпы Джо, решили переиначить известную поговорку: теперь не курица, а пингвины «несут золотые яйца». Мы уже привыкли к тому, что пингвин и кита на плаву остановит, и в ледяную избу войдёт — стройным маршем или чечёточным тайм-степом. А тут вот тропические пейзажи, ласковые волны на закате, джунгли, туземцы, песок, вездесущее телевидение с прямыми включениями отовсюду и сёрфинг — как «опиум для пингвинов».

Самые обаятельные и привлекательные водоплавающие птицы в мире разыгрывают перед нами историю о поиске своего пути, проблеме выбора. При этом сценаристы не очень старались подойти к сюжету с какой-то особой изобретательностью. Очевидно, решили, что свежесть идей зрителю заменит освежающий океанский бриз, которым веет с открыточно-красивых кадров прилива. И конечно, их не покидала уверенность в том, что пингвины, всегда по-детски трогательные и смешные, выигрышно смотрятся в любой ситуации.

Птицы не подвели: с обезоруживающим очарованием они «ловят» волны, мастерят доски для сёрфинга и оказывают первую медицинскую помощь. Перенасыщенный «истинными ценностями» сюжет слишком часто представляется очень уж настойчивым наставлением на путь праведный, но, благодаря пингвинам, этот факт не докучает зрителю, может быть, только иногда.

Конечно, съёмка документального фильма в рамках анимационного кино — хороший ход: вездесущие журналисты с камерами и микрофонами привносят в историю ещё большую долю пародийности и дают возможность ещё сочнее пошутить над отважным сёрфингистом Коди Мавериком, показав, например, сцену в «видеоповторе».

В последние годы телекамера как рассказчик — нередкий гость в анимационной картинке. По кинофестивалям давно путешествуют и получают призы анимационные фильмы, где история как будто «снята» одним из персонажей ручной камерой. Хотя едва ли эти фильмы знакомы массовому зрителю. Но всё же мы видим, что «Лови волну!» с точки зрения формы существует в границах популярных нынче тенденций. Это, однако, ничуть не умаляет достоинств режиссёров картины, которые успешно передают стилистику прямой телетрансляции. Но делают они это аккуратно, словно боясь переборщить. А хотелось бы большего: уж очень уморительным у них получается репортаж со «вставками» пингвиньей кинохроники.

Наскальные рисунки с ловкой чёрно-белой птицей на доске, диалоги журналистов с героями, собственно покорение пингвинами спортивных вершин сёрфинга — в фильме безусловно масса смешных моментов, заставляющих увлечённо следить за сюжетом. Но постепенно промежутки между шутками и «анимационно-телевизионными» решениями видеоряда затягиваются, и всё остальное оказывается по сути назидательной мелодрамой, предсказуемой и традиционной. На кого же рассчитана эта история?

Как всякая полнометражная анимация, «Лови волну!» заявлена фильмом «для семейного просмотра». Но вот хотелось бы понять, какая именно семья имеется в виду. Скорее всего, это семья без детей или с годовалым младенцем, который остался на попечении няни, пока мама с папой отправились в кино. Как ни парадоксально, в формально «детском» фильме «Лови волну!» чрезвычайно мало того, что было бы адресовано непосредственно детям. Большинство шуток ориентированы на взрослую аудиторию, сама подача истории — скорее для родителей, чем для их отпрысков.

Пародирование отношений в семье, нравов лицемерного шоу-бизнеса, реалити-шоу, безразличного ко всему, кроме сенсаций, телевизионного мира — родители найдут над чем поразмыслить и посмеяться. А всё, что остаётся детям — это понятные в любом возрасте гэги с падениями, маленький пингвинёнок Арнольд, мечтающий о сёрфинге… Собственно «детское» — своеобразный бонус к рассказанной по-взрослому и для взрослых истории. Кстати, манера изъясняться у персонажей — тоже скорее взрослая, чем детская. Ведь отдающий «феней» слэнг, который сегодня из-за его повсеместного употребления принято скромно называть молодёжным, часто звучит в дублированной версии картины (и, скорее всего, присутствует и в оригинальной звуковой дорожке).

Другой вопрос — зачем делать полнометражную анимацию, чтобы донести что-то до взрослой аудитории? Ответ, вероятно, кроется в общей инфантилизации сознания взрослого зрителя, которому легко и весело размышлять над проблемами, поданными в форме игры. Пусть всё будет максимально просто, но красочно и выразительно, пусть берёт за душу, но особо не тревожит разум. Легче и приятнее почувствовать, «что такое хорошо и что такое плохо», чем понять это, так пусть же что-нибудь эдакое произойдёт с пингвинами! А разве анимация — не лучший способ оживить наших чёрно-белых любимцев?

Инфантильность восприятия годами воспитывалась телевидением и голливудским конвейером, да и всей современной масскультурой, и теперь Голливуд лишь пожинает плоды с давно засеянного поля. И судя по кассовым сборам предшественников сёрфингистов из «Делай ноги», поле оказалось плодородным.

Со временем интерес зрителей к пингвинам пойдёт на убыль. Потому что, если зрители — как малые дети, они будут увлекаться всё новыми и новыми вещами; что полюбят они — предсказать невозможно. Быть может, именно цыпа Джо станет победителем и новым кумиром? («Кто-нибудь, помогите цыпе!»)

А возможно, стоит изменить подход к «семейному» анимационному кино и прекратить упаковывать взрослые истории в детские фантики от конфет. Почему не снять фильм — в первую очередь, детский — но сделать это так, чтобы и родители не скучали на сеансе? Написала же Туве Янссон детские книги о Муми-троллях — да так, что и родители зачитываются.

«Мы должны заставить их заняться чем-нибудь — озабоченно сказала мама папе Муми-тролля. — Они не хотят играть. И не могут думать ни о чём другом, кроме гибели Земли. А всё это Выхухоль со своей болтовнёй. — Надо отослать их куда-нибудь ненадолго, — предложил папа. — В… обсерваторию… Это такое место, где смотрят на звёзды. Если этих детей сейчас интересуют одни только звёзды, почему бы им не поглядеть на них? — Это ты славно придумал, — ответила мама, продолжая стирать пыль с сирени…»

До встречи в кино.