Главная | Рецензии | «Огни городских окраин» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Огни городских окраин»

Каурисмяки как Каурисмяки

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Огни городских окраин» (Laitakaupungin valot)

Laitakaupungin valot
Финляндия, Франция, Германия, 2006
Режиссер Аки Каурисмяки
В ролях Илкка Койвула, Мария Йярвенхельми, Мария Хейсканен, Янне Хютияйнен



Гражданин Койстинен (Хютияйнен), молчаливый мужчина лет сорока, работает ночным охранником в торговом центре (где — важно заметить — имеется ювелирный магазин), но считает, что это временно — однажды он откроет собственную охранную фирму. Симпатиями окружающих Койстинен, взаправду несимпатичный, не пользуется — за исключением продавщицы сосисок. Поэтому когда в баре к нему подсаживается блондинка с утиным лицом (Хейсканен), первым делом он предлагает ей жениться. Однако у блондинок — свои резоны.

Банальность говорит, что все большие художники так или иначе всю жизнь снимают один и тот же фильм, — но ведь самые большие еще каким-то чудом умудряются делать так, что это не бросается в глаза. Каурисмяки — что в «Человеке без прошлого», что здесь — повторяется уже как-то не очень элегантно; человек с прошлым. Я, наверное, сейчас скажу кощунство, но «Огни городской окраины» — того, длинноваты. Притом что хронометраж детский — минут 70. И все вроде на месте: ветер на длинном общем плане раскачивает хельсинкские многоэтажки; звучит песня «На позицию девушка провожала бойца», и трое подвыпивших русских немедленно после титров сообщают, что «жизнь великого русского писателя Максима Горького была очень тяжела»; печальный человек сидит в кафе, подперев щеку кулаком. Но несмотря даже на традиционное обилие задушевных финских композиций (плюс Карлос Гардель), трагическая нота, скажем, «Девушки со спичечной фабрики» (Кати Оутинен, кстати, появляется в эпизодической роли кассирши) уже не берется, а сухой юмор выглядит совсем усталым — ну да, Каурисмяки по-прежнему cool, но все больше в смысле «холодный».