Главная | Рецензии | «Земля изобилия» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Земля изобилия»

Вендерс пишет некролог Америке

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Земля изобилия» (Land of Plenty)

Land of Plenty
США, Германия, 2004
Режиссер Вим Вендерс
В ролях Мишель Уилльямс, Ричард Эдсон, Уэнделл Пирс, Шон Тауб



Спустя два года после 11 сентября Пол (Дил), подтянутый пожилой мужик в милитари, проводит дни и ночи в фургоне, оборудованном нехитрой разведывательной аппаратурой. Он вглядывается в лица лос-анджелесских прохожих, пытаясь разглядеть в них посланцев «Аль-Каиды», и, как агент Купер, надиктовывает бесконечные отчеты в никуда. Слежка за подозрительным пакистанцем приводит Пола к благотворительному приюту, куда по чудесному совпадению из Палестины прилетела работать его 20-летняя племянница (Уилльямс), по ночам беседующая с Богом и даже, кажется, наладившая с ним e-mail-сообщение.

Герой фильма, не в силах осознать новую реальность, интерпретирует ее в системе своего прежнего, военного, опыта: он не верит, что араб может быть просто арабом, а коробка — просто коробкой. Вендерс, анализируя постсентябрьскую Америку, забавным образом попадает в ту же ловушку. Он по-прежнему смотрит на «страну изобилия» как на сплав неких абстрактных понятий — между тем если у 11 сентября и есть какие-то очевидные последствия, то они как раз в том, что сказка сделалась былью. Вендерс же критикует иллюзии с помощью иллюзий. Он сталкивает насквозь мифологических персонажей — травмированного вьетнамского ветерана и начинающую святую, а затем с удивлением наблюдает, как они парят над землей. В глазах и Дила, и Уилльямс — превосходно, кстати, играющих — читается лишь растерянность, но это растерянность не людей, а фантомов, один из которых во сне сажает вертолет в джунглях, а второй прислушивается к голосам людей, погибших в ВТЦ. Вендерс, решивший вдруг высказаться по существу, никогда еще не был так близок к тому, чтобы брякнуть пошлость. За кадром мурлычет Леонард Коэн и надрываются какие-то эпигоны Radiohead, в кадре — пыльный хайвей и скалы, уходящие за горизонт. Какая досада: Вендерс оплакивает мечту — а больше всего это напоминает рекламу крепких американских сигарет.