Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
Ссылки
http://www.wellturkey.ru пересадка волос в турции. Пересадка волос в турции цена 2022. Советы по улучшению кредитной истории - узнайте больше на vc.ru.
|
«Профессия — репортер»Попытка обнаружить героя своего времени
Станислав Никулин, «КиноМания»

Professione: reporter Испания, Италия, США, Франция, 1975
Режиссер Микеланжело Антониони
В ролях Джек Николсон, Мария Шнайдер, Дженни Рунакр, Ян Хендри
Африка
Долго-долго движущаяся камера открывает вид необозримого моря песка, залитого нестерпимо палящим солнцем
Жить здесь значит чувствовать своё полное одиночество, оторванность от мира, ирреальность, «миражность» существования
Обо всём этом думает репортёр Дэвид Локк, снимающий здесь материал об освободительном движении. Его машина застряла в пустыни, так же как и он сам в жизненной рутине постоянных переездов не приносящих былой радости. Он устал. Не сложились отношения с женой, с приёмным сыном. Ему всё надоело. Шанс координально изменить своё существование появляется, когда его сосед по гостинице умирает. Локк переклеивает фотографии в паспортах, теперь он мистер Робертсон поставщик оружия нелегальным повстанческим группам. Наконец он сможет принимать решения самостоятельно, избавившись от комплекса наблюдателя. Приняв новое имя, чужую судьбу, Дэвид Локк попадает в иную среду. Отказавшись от прошлого, он не решил для себя, каковым будет его будущее. А в это время, жена репортёра пытается через консульство получить тело мужа, до конца не веря в его физическую смерть.
«Профессия репортёр» стал переходной картиной, как для Антониони, так и для Николсона. Для режиссёра, после культового «Zabriskie Point» необходимо было сменить тематику, пусть не по форме, но по содержанию. Для актёра, эта работа стала мостиком между успехом «Китайского квартала» и триумфом «Пролетая над гнездом кукушки». Николсон ставит на европейских режиссёров и не ошибается. Добавьте к этому операторскую работу Лучано Товоли, яркую игру молодой Марии Шнайдер, и в итоге мы получаем один из выдающихся фильмов обращённых к внутренним экзистенциальным проблемам личности.
Любопытно, что функции обличителя американского образа жизни на себя берёт итальянец. В вышедшей в 1954 году монографии Карло Лидзани «Итальянское кино» Антониони как режиссёр просто не упоминается. Но уже через семь лет английский журнал «Sight & Sound» в международном опросном листе относит «Приключение» на второе место среди всех созданных до того картин, а сам Антониони оказывается пятым среди режиссёров вслед за Эйзенштейном, Чаплином, Ренуаром и Орсоном Уэллсом. Позже свет увидят «Ночь», «Красная пустыня», «Фотоувлечение». Все эти фильмы войдут в сокровищницу мирового кинематографа. Формально «Профессию репортёр» нельзя назвать американской работой Антониони, но участие в картине одной из наиболее ярких звёзд Голливуда игнорировать нельзя. Успев сняться у Кена Рассела, Боба Рафельсона, Роджера Кормана, Николсон решает поработать у режиссёров иной кинематографической школы.
По сути, и Николсон и Шнайдер продолжают разрабатывать уже использованные ими актёрские типажи. Роль подруги Локка-Робертсона перекликается и дополняет образ молодой девушки из «Последнего танго в Париже». А репортёр, решивший изменить уклад жизни в считанные секунды, схож с ролью юриста из «Беспечного ездока» рвущим со своим миром и уезжающим в компании хиппи мотоциклистов.
Николсон любит цитировать применительно к ремеслу актёра знаменитое высказывание Камю: «Если жизнь абсурдна, то человек, проживающий несколько жизней, находится в лучшем положении, нежели тот, у кого только одна жизнь». Это справедливо и по отношению к главному герою фильма. Дэвид Локк из того мира, в котором, по выражению Антониони, «происходит загрязнение окружающей среды». Где люди, словно сорняки, продолжают существовать, не отдавая себе отчёт в нужности и целесообразности производимых ими действий.
В отличии от предыдущих картин с их ярко выраженной политической и общественной позициями в «Профессии репортёр» Антониони задаёт лишь общие «координаты». «Я не стараюсь, говорит режиссёр, что-либо акцентировать. Пусть этим занимаются зрители. Фильм двусмыслен? Но именно в этой двусмысленности и заключается вся его конкретность, именно поэтому фильм и кажется мне сейчас завершённым». Картина не рассказывает, а показывает происходящие события, не утруждая себя комментирующими символами. Один из важнейших проводников авторских идей музыка, сведена в ленте на нет. Мы слышим лишь звуки, доносящиеся из радиоприёмников, телевизоров, проигрывателей. «Музыкальный комментарий, считает Антониони, за крайне редким исключением, всегда несёт мелодраматическую функцию, и это сразу опошляет фильм».
Можно задаться справедливым вопросом: «А есть ли необходимость, в начале XXI века, обсуждать фильмы, пусть и классические, но безнадёжно устаревшие по отношению к новым кинематографическим веяниям и современным методам съёмок?». Такая необходимость есть, и возникает она в ходе многочисленных споров и размышлений о состоянии искусства в целом. Классические работы содержат в себе заряд энергии необходимой для разрешения любых методологических диспутов. Подходы могут меняться, а проблемы поднимаемые кинематографистами 2030 лет назад по-прежнему актуальны.
«Профессия репортёр», в этом смысле, является попыткой обнаружить героя своего времени робкого, рефлексирующего, боящегося ошибиться человека. То, что Вуди Аллен превратил в гротеск, у Антониони выглядит жизненным и правдивым. В то же время, картину не следует сводить к ответам на один из вечных вопросов бытия: дано ли человеку переменить судьбу? Изменить себя? Фильм лишь пытается привлечь зрителя к этим размышлениям, оставляя за последним право выбора.
Дэвид Локк погибает. От рук ли повстанцев или от внутренней пустоты неизвестно. Сродни годаровскому Мишелю Пуакару, он оставляет после себя лишь гнетущее ощущение от несбывшихся надежд и неистребимой веры в лучшее.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
|