Это первый пост из серии «Киношкола онлайн», в которой я постараюсь кратко рассказать о том, как у меня происходит процесс кинообразования. Всё, что здесь будет написано, основано исключительно на моём личном мнении, и я не настаиваю, что так должны делать все. Если ваше мнение не совпадает с моим, я не против аргументированного спора. Если вы считаете, что кинообразование — для бездарей, а таланту правила не писаны, проходите мимо. Итак, приступим.
С системой образования в современной России всё плохо, равно как и с жанровым кинематографом, поэтому очевидно, что с образованием в сфере кинопроизводства у нас вообще караул. На сегодняшний день, в России не существует киновуза, в котором можно было бы научиться снимать кино — во всяком случае, об этом можно судить по большинству дипломных работ. Не верите мне? Александр Митта, например,
придерживается такого же мнения. Так что вариант обучения в российском киновузе отметается.
За границей конечно есть много киношкол, в том числе, хороших. Хорошей репутацией пользуются, например, американская
UCLA или британская
London Film School, но у всех подобных заведений есть один главный недостаток: обучение в них вместе с проживанием выходит не меньше 100 тыс. долларов. Существуют всякие гранты, но их почти всегда получают граждане страны, а не приезжие, поэтому я для себя в ближайшем будущем такой вариант исключаю.
Остаётся единственный способ научиться профессии — самообразование. Этот способ состоит из трёх важных составляющих:
- Просмотр и изучение фильмов (в том числе, классики);
- Изучение книг по теории и практике кинопроизводства;
- Съёмка своих фильмов.
По каждому пункту хочется сказать пару слов.
Просмотр и изучение фильмов
Важно понимать, что просто ходить в кино (или сидеть за компьютером) и смотреть даже по десять фильмов в день — недостаточно. Их нужно именно изучать: разбирать на составляющие части и рассматривать под микроскопом. Фильм — это ведь не только сценарий и актёрская игра, но и композиция кадров, движения камеры, количество и расположение источников света, мизансцены, монтаж, ритм, драматургия, цветокоррекция и ещё много вещей, на которые ни один зритель не будет обращать внимания, если он увлечён сюжетом.
Не стоит также забывать, что кинематограф появился не вчера и не десять лет назад — абсолютное большинство современных фильмов в разной степени пережёвывает наработки классики. Поэтому, помимо современных фильмов (которые тоже бывают не только российскими, американскими и французскими), необходимо смотреть и изучать киноклассику, ведь на то она и классика, что с неё многое началось.
Я бы рекомендовал обратить внимание на работы Чаплина, Эйзенштейна, Уэллса, Хичкока, Кубрика, Куросавы, Годара, Бергмана, Феллини и Трюффо. На самом деле, список можно продолжать бесконечно, но для начала достаточно выбрать из «
250 лучших фильмов» всё, что было снято, к примеру, до 1980-го года и изучить. Не ошибётесь.
Да, Тарковского забыл — а то куда ж без него.
Изучение книг по кинопроизводству
Вообще-то говоря, книг по кинопроизводству, написанных на русском языке или переведённых на него, которые при этом всё ещё актуальны и годятся не только для общего развития, исчезающе мало. Основная часть из них собрана у нас в разделе
Теория кино, но зато на английском языке книг по кино столько, что на их прочтение не хватит никакого времени. Купить их проще всего на
Амазоне, хотя есть и другие магазины — нужна только карта Visa или MasterCard.
Темы, которые затрагиваются в таких книгах, разнообразны. Это не только история кино и выборки «лучших фильмов всех времён» — это и монтаж, и режиссура, и написание сценариев. Конечно, из книг невозможно научиться всему, но они несомненно помогают понять, откуда что берётся.
Про то, какие книги я считаю полезными, я расскажу в отдельном посте (потому что их много), а пока учите
албанский английский язык, если по какой-то причине вы его ещё не знаете.
Пока рекомендую начать «Кино между адом и раем» Александра Митты.
Съёмка своих фильмов
Сегодня режиссёром (а также оператором, монтажёром и актёром) может стать любой: покупаешь камеру за пару сотен долларов и пару светильников, собираешь единомышленников — и вперёд. Потом монтируешь полученное на компьютере — и фильм готов. Это скорее всего будет очень плохой фильм, но его всё равно нужно показывать своим друзьям и разбирать, чтобы выявить ошибки и не допустить их впредь.
На начальном этапе, я бы не рекомендовал гнаться за оригинальностью и глубиной идей, просто потому что не умея снимать, можно легко испортить даже самую прекрасную идею. Лучше записывайте то, что приходит в голову, в блокнотик, чтобы не забыть, и периодически пролистывайте его. Кстати, блокнот — мощнейший помощник. Если взять за правило записывать в блокнот любую (даже дурацкую) идею, которая пришла в голову, жизнь станет проще и веселее.