Раскадровка — один из важнейших элементов кинопроцесса. Когда сценарий написан, его нужно визуализировать (превратить из слов в картинки), и это, пожалуй, одна из важнейших задач, от качества выполнения которой зависит соответствие будущего фильма первоначальному замыслу.
Когда речь идёт о более-менее серьёзном производстве, где каждый съёмочный день стоит много денег (в Голливуде — сотни тысяч долларов), где за день снимается много сцен, с разным светом, декорациями и актёрами, импровизировать на съёмочной площадке просто нет времени. Необходимо прорисовать каждый кадр заранее и, если уж отходить от раскадровки, то с возможностью в любой момент к ней вернуться.
В малобюджетном независимом кино (типа того, что снимаем мы), конечно, менее накладно лениться и не рисовать раскадровку, имея во время съёмок только текст сценария — в случае чего, потом можно переснять. Но, могу сказать по собственному опыту, даже в таких, казалось бы, не завязанных на деньгах условиях, результат всегда получается лучше, если заранее всё раскадровать.
Обычно режиссёр рисует раскадровки в меру своих способностей, а потом они отдаются специальным студиям, которые перерисовывают их уже профессионально. Я раньше думал, что я не умею рисовать раскадровки — они выходят корявыми, а по прошествии некоторого времени я сам уже с трудом понимаю, что на них изображено. Но когда я увидел, как рисует Мартин Скорсезе, я понял, что всё в порядке :-)
Парочка сайтов российских компаний, которые делают раскадровки:
В России, как обычно, не издавалось ни одной книги по раскадровкам, но, в общем-то, никакой хитрой науки в этом нет. Достаточно уметь рисовать и знать соотношение сторон кадра. Я себе заказывал из Амазона книгу From Word to Image: Storyboarding and the Filmmaking Process. Довольно познавательная и содержит в себе несколько уроков о том, как рисовать человеческие фигуры и работать с перспективой. В общем, самые азы — для начинающих вполне подойдёт.
А вот как выглядят раскадровки к фильму «Таксист» Мартина Скорсезе:
UPD (06.02.11): Нашёл замечательную программу для создания 3D-раскадровок — FrameForge Previz Studio. Позволяет людям с плохим пространственным мышлением (как я), создавать локейшны, расставлять актёров в разных позах, менять им выражения лиц, раздавать реквизит, расставлять мебель — для всего этого в программу входит большое количество смоделированных объектов. Плюс ещё можно самому туда импортировать разные штуки.
На мой взгляд, никаких проблем с рисованием раскадровок быть не может. Всё умение сводится к умению рисовать и пространственно мыслить.
Кроме упомянутой книжки, могу порекомендовать разве что, книгу Film Directing Shot by Shot, автор Steven D. Katz — там не только про раскадровки, но и про них тоже довольно подробно написано.
О раскадровках можно найти в книгах по анимации в 3D графике. Для начала хватит.
А вообще ничего сложного , главное основные моменты отражать , сохранять нить мысли , действия!
очень смешная раскадровка у Мартина Скорсезе))) Действительно надо уметь абстрагироваться и хорошо чувствовать пространство! да, надо постоянно этим заниматься!
Мне пока кажется, что раскадровкой следует серьезно интересоваться на том этапе, когда можно себе позволить свободно выбирать или заказывать конструкцию локейшенов. А то получается, что нарисовал много, а реально найти такие места не получается.
Разве что с примитивной раскадровкой легче наглядно объяснить партнеру по съёмке или съёмочной группе что да как должно выглядеть. Проще говоря, раскадровка — это комиксы к фильму. Нужны они или нет, кому как.
Ну можно же сначала найти локейшн, а потом рисовать раскадровку с учётом его географии.
Конечно, раскадровка необязательна для безбюджетного кино, но позволяет на площадке быть спокойнее и свободнее. При этом, можно, придумывать что угодно, но если не получается — сразу возвращаешься к раскадровке и снимаешь.
Читаю на английском книгу по видеомонтажу, там есть вводная глава по препродакшн — используются понятия
storyboard — раскадровка
и
shot list — кадроплан.
Верно ли я понимаю, что кадроплан — это список планов
а раскадровка — зарисовки этих планов?
В чем еще отличия, объясните, пожалуйста.
Спрашиваю, ибо размыты (или перепутаны) эти понятия как в Интернете, так и во многих книгах.