«Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» родились не вчера, о чем сами прекрасно знают. Они родились перед триквелом после оригинала, о чем прекрасно знаем мы. Но это участь любого второго ребенка в многодетной семье быть не на своем месте.
Большие поклонники первых «Пиратов
» предъявят вторым понятно, что: «стало тяжеловесно», «переизбыток деталей», «смакование персонажей в ущерб сюжету, топчащемуся на месте», «середина провалена», «былая легкость утеряна», Ну, и по финалу, конечно, пройдутся: «Зачем сиквел выпускать, если без триквела он не сиквел, а так вторая серия про Штирлица?». Все то же самое в свое время вменяли второму «Шрэку» относительно первого. Но ведь и Ренессанс гнобят до сих пор лишь за то, что после него было барокко, а про рококо лучше вообще не вспоминать. Складки Ватто, путешествие на остров Цитеру да какая, еклмн, Цитера, забивай давай, гоооол!!!
Поклонники всего, на что модно тратить деньги, поступят ровно наоборот, когда потратят свои, кровные на лучшие билеты. Скачав ролики, трейлеры и обои, они предварительно знают, что теперь надо обсасывать от души каждый новый поворот головы Джонни Деппа, каждую косицу в его бороде и длину сюртука относительно камзола, не говоря о кожаной треуголке, потерянной в первых кадрах, сравнительно с остальными благоприобретенными шляпами. Подогретый восторг им будет обеспечен переодеванием Кейры Найтли в мальчишескую матроску, вхождением в круг посвященных культового Тома Холландера и введением в круг посвящения модной религии вуду. Поклонники моды тут же начнут самоутверждаться на знании подробностей вудуистских ритуалов или деятельности Ост-Индской компании в середине XVIII века. Самые продвинутые возгордятся знанием Левиафана, но тоже только чтобы посчитать, сколько щупалец было у спрута, хватавшего корабли, и насколько реально колоть их саблями, обрубать пушечными ядрами и взрывать скопом пороховыми бочками выше уровня моря.
Но для того ли всего Джонни Депп уехал опять от детей и Ванессы Паради с комфортабельной виллы в южнофранцузских садах? Денег он может взять и без грима, что, надо полагать, прекрасно понимают Гор Вербински и Джерри Брукхаймер. Нет, мир, в котором провально лишь смазливое личико Найтли, при любых обстоятельствах лишь кривящее губки, стал самовозрастающим, как стоимость у Маркса, и где еще нынче такое найдешь? Как и Деппу, прикалывающемуся над новыми бусинами в бороде, истинным ценителям достаточно верить по-прежнему, что все в душе дети, все дети пираты, пираты все грязные осьминоги, рыбы-молоты, раковины, кораллы, а благопристойно выглядят лишь трупы ходячие, наподобие лорда Беккета. И тогда сиквел заиграет всеми цветами радуги. Каждая фраза на вес золота («Дихотомия добра и зла», «Замуж очень хочется», «Иди на звук, товарищ, иди на звук»). Каждая территория необъятна (Порт-Рояль, тюрьма, море, остров с каннибалами, остров вуду, «Жемчужина», море, «Летучий Голландец», Тортуга). Каждое человеческое изобретение бессмертно (лебедка, колесо, порох, ром, ключик и замочек).
Истинные ценители не нуждаются в пересказе сюжета о Кащее Бессмертном, чье сердце в ларце, ларец в сундуке, а тот закопан на острове, который покажет лишь компас, который жаждет добыть Ост-Индская компания, пославшая Уилла Тернера, подло прервав его свадьбу с Элизабет Суонн, к капитану Джеку-Воробью, владеющему также рисунком ключа к ларцу, который находится у самого Кащея Бессмертного, в данном случае капитана «Летучего Голландца», с годами обретшего облик спрута. Сюжет фильма вовсе не в том, как искали ларец и сколько раз ключ переходил из рук в руки. Нет, Уилл, Элизабет и Джек-Воробей фактически едины. Это одно трехглавое существо, которое попадает. И вот как оно попадает, чем будет удивлять, насколько оно существо, чтобы не стать инвалидом сюжет более захватывающий. Он именно в споре избыточных деталей, которая из них лучше. Побег из тюрьмы в плавучем гробу или изобретения шара и колеса. Драматический образ Стеллана Скарсгарда или впрямь совершенная пластика Джонни Деппа. Когда капитан-спрут играет на органе это из ренессансного Босха, а когда голова-улитка искала бренное тело просто очень смешно. Собачку жалко, хотя знакомые уверяют, что она ушлая и сама всех съест, прежде чем ее съедят. Остальные многие сцены милые и домашние, почему изначально не являются проходными в эдаком вихреобразном кино.
Но все поймут, что фильм стал несколько мрачнее, причем не из-за милых морских чудовищ, а из-за господства ночи и монтажа «нуар». Фильм не потерял в смехе, но не дурацком, как прежде, а более утонченном, включая отсылки к
«Кинг Конгу» на острове каннибалов и к «Звездным войнам» далее. Фильм стал более занимательным, в первую очередь именно из-за «инвалидности» конца. Ведь знали же, что что-то будет, что просто так не кончится, ну, вот вам и выдали подлую девку «с психологией». Уж чего никто не ожидал