Главная | Рецензии | «Преданный садовник» Войти | Регистрация
Рецензия на фильм

Кадры из фильма




Блог





Голосование

Ваш любимый жанр…



«Преданный садовник»

Диссидентский триллер от режиссера «Города бога»

Станислав Зельвенский, «Афиша»

«Преданный садовник» (The Constant Gardener)

The Constant Gardener
Великобритания, Германия, 2005
Режиссер Фернанду Мейреллиш
В ролях Рэйф Файнс, Рейчел Вайс, Билл Найи, Юбер Кунде



Джастин (Файнс), тихий англичанин с растерянной улыбкой, которого наследственность по ошибке занесла в дипломатию, во время лекции едва не получает в морду от юной, воинственной и прехорошенькой политической активистки Тессы (Вайс), недовольной вторжением в Ирак. Как это бывает с политическими активистками, тем же вечером они оказываются в постели: дипломат мямлит что-то типа «спасибо», девушка покровительственно улыбается.

Вскоре Джастина — теперь уже с молодой женой — отправляют в британскую дипмиссию в Найроби. Там он увлеченно возделывает сад и не замечает очевидных вроде бы вещей. Во-первых, в Тессу, похоже, влюблены все местные мужчины — от красивого чернокожего доктора, с которым она инспектирует кенийские лагеря беженцев, до скользкого британского представителя, ходящего у Джастина в лучших друзьях. Во-вторых, Тесса с остервенением роет под фармацевтическую мегакорпорацию, то ли помогающую африканцам лекарствами, то ли тестирующую на бесправном Черном континенте некачественную продукцию.

Словом, Джастин отрывается от сорняков, только когда Тессу, отправившуюся в очередную поездку с другом-доктором, находят изнасилованной и мертвой. Поскольку история в фильме рассказывается нелинейно, это происходит буквально на первых минутах «Преданного садовника».

Фернанду Мейреллиш — симпатичный бразильский дяденька, всерьез озабоченный судьбами третьего мира, изрядно прогремел пару лет назад «Городом Бога», мощным и безжалостным эпосом про трудных подростков из Рио. Он попал тогда в ситуацию карт-бланша, наполучал приглашений от крупных студий, но вписался в независимый британский проект (и отказался взять на роль Тессы Кейт Уинслет и Николь Кидман). Положа руку на сердце — немного жаль несостоявшихся блокбастеров. Из Мейреллиша с его способностью заряжать экран энергетикой вышел бы первостатейный коммерческий режиссер, идеальный автор на всяческие «Миссии невыполнимы». Но где потеряли братья Уорнер, приобрели братья по антиглобалистскому оружию. В лице Мейреллиша они в кои-то веки получили человека, умеющего не только приставать на улице к сенаторам и смаковать чужие страдания, но делать кино умное, смелое и, простите, искреннее.

«Садовник» снят по свежему роману Джона ле Карре, конспиролога и некоторым образом диссидента: для правительства ее величества и фармацевтической промышленности это почти что «Я обвиняю», удары ниже пояса. Тенденция, кстати, налицо — посмотрите на репертуар: в эти же дни выходит «Оружейный барон» про торговлю оружием, через пару недель выйдет «Сириана» про нефтяников — похоже, корпорации становятся чем-то вроде Восточного блока, марсиан или организации «Спектр». В «Садовнике» корпоративная этика описывается примерно так: одна кабинетная крыса звонит другой, та третьей, третья — начальнику службы безопасности, тот — нужному человеку, и вот уже двое громил из пикапа отрезают кому надо гениталии на пустынной дороге.

Но штука в том, что при всей этой газетной обличительности Мейреллиш пишет все-таки роман-газету. Коровьи нежности, снятые дрожащей ручной камерой и всплывающие в памяти в самый неподходящий момент, все ж поважней кривляний карикатурного злодея (в исполнении, неожиданно, проказника певца из «Реальной любви»). И путь героя, еще вчера погруженного в эскапистское хобби, а сегодня пересекающего границы по поддельному паспорту, вершится не из-за прозрения, так сказать, политического момента. Это отчаянные и в общем и целом бессмысленные телодвижения хорошего человека, который держал глаза закрытыми, пока это удавалось: потому что смотреть невозможно. И он открыл их лишь для того, чтобы в этом напоследок убедиться. Едва ли данный конфликт можно свести только к фармацевтической промышленности.